Самому именитому детскому лагерю Беларуси в этом году исполняется 45 лет. Официальный праздник будут отмечать 19 августа. Мы же съездили в «Зубренок» сейчас и посмотрели, как и в каких условиях там отдыхается детям. Сегодня в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре находится больше тысячи ребят, они сформированы в 44 отряда. За одним отрядом (как правило, в нем 25 человек) следят трое вожатых. Бывает, конечно, четверо или даже пятеро, но это когда школьники шумные и очень активные. К слову, путевок на лето сюда нет, при этом в резерве на третью смену стоит 400 желающих. Почему каждый ребенок мечтает попасть в «Зубренок», узнаете в нашем репортаже.
— В учебное время в «Зубренок» приезжают дети, достигшие высоких успехов в учебной и общественной деятельности. А летом есть, конечно, и те, которые награждены за свои успехи, но большинство тех, кто успел приобрести путевки. И, как правило, на лето их расхватывают в первых числах января, — поясняет заместитель директора по воспитательной работе Марина Шлык. В «Зубренке» она работает больше 10 лет. Попав сюда обычным воспитателем на время практики, решила остаться и прошла все ступени по карьерной лестнице до руководящей должности.
— Те, которые сами когда-то были здесь или работали вожатыми, конечно, стараются отправить своих детей в «Зубренок». Много бывших «зубрят» приезжает к нам в гости и с концертами. Например, заместитель министра образования Василий Антонович Будкевич, певцы Алексей Хлестов и Дядя Ваня, чемпионка мира и Европы по плаванию Александра Герасименя, заслуженная артистка Инна Афанасьева, — перечисляет Марина Валерьевна.
После зарядки и завтрака все ребята расходятся заниматься каждый по своей программе: кто-то идет в спортивные, игровые и интеллектуальные павильоны, кто-то отправляется готовиться к творческим конкурсам, а кто-то — в пешие экскурсии.
— В маленьких лагерях все вместе и на виду, здесь же все иначе. У нас один корпус вмещает в среднем 150 человек, — продолжает Марина Валерьевна. — Но занятие по душе найдется каждому.
— Здесь не будет отдыхать ребенок, который готов лежать на кровати и ничего не делать, — резюмирует Марина Валерьевна. — Очень высокий ритм. В летний период у нас пять возрастных проектов, поэтому каждый может найти свое: кто-то читает, кто-то рисует, кто-то детективные истории разгадывает, кто-то время считает… Здесь невозможно просто лежать, да и ребенок должен чем-то заниматься.
Национальный детский образовательно-оздоровительный центр структурно разделен на две единицы, в которых шесть спальных корпусов: «Лазурный остров», «Лесной дом», «Озерный причал», «Солнечный город», «Звездный мир» и корпус для отдыха детей из детских домов семейного типа «Зеленая поляна». Кроме того, есть новый корпус «Радужный», построенный на собственные средства, который планируют расширить и сделать еще одной структурной единицей. Сейчас полным ходом идет восстановление медицинского корпуса, в котором собираются и организовывать санаторные отряды, и предоставлять оздоровительные услуги. Специально для родителей, которые приезжают в выходные дни, администрация за собственные деньги построила пиццерию.
— Я всегда говорю: одна неделя в сосновом бору заменяет три недели на море, — смеется директор НДЦ «Зубренок» Надежда Онуфриева, отмечая, что главная здесь не она, а дети. — У нас выработана целая система оздоровления: двигательная и спортивная активность, дети пьют только очищенную воду. Есть программа «Здоровые зубы» — каждый ребенок может полечить у нас зубы бесплатно. Но самая важная программа — это здоровое питание. Сейчас у нас денежные нормы покрывают натуральные, поэтому дети получают сбалансированное питание. Специально для нас Могилевский университет продовольствия разработал меню на сезоны года по возрасту, калорийности, микроэлементам. В итоге мы имеем шестиразовое питание. Еда готовится в пароконвектоматах. А если кому-то все-таки мало порции, есть дополнительный стол — это нетронутая еда (как правило, оставленная малышами), которой можно подкрепиться. Например, сегодня у нас был бутерброд с красной рыбой на завтрак. Вижу, что мальчик на выходе из столовой стоит и кушает. Спрашиваю: «Чего на улице жуешь?» Говорит: «Чтобы не смеялись, что много ем». И такое бывает.
— Еще одно направление — воспитание и прививание культуры здорового образа жизни, — говорит Надежда Геннадьевна. — Есть программа «Скажи нет сигаретам, алкоголю и наркотикам». Кроме воспитательных мер, конечно, у нас есть жесткие запретительные меры. За распитие спиртных напитков, за курение (про спайсы я вообще молчу), а также за выход за территорию лагеря — однозначное исключение. Последний прецедент был три года назад, когда старшие дети привезли алкоголь. Но вожатые у нас те еще ищейки, они сразу чуют, что да как. Конечно, как в анекдоте, что нет честных жен, есть незастуканные, так и у нас, все может быть. Но чтобы пьяные дети ходили шатались — конечно, такого нет. За сигареты тоже исключили несколько человек.
— Кроме того, у нас есть запретительная мера относительно мобильных телефонов. Вожатый собирает устройства на хранение и два раза в день выдает детям во время тихого часа и перед отбоем. Мы считаем, что этого достаточно. Ведь в лагерь ребенок едет отдохнуть душой и найти новых друзей. Мы позиционируем это как отдых для активных детей, которым важно быть в коллективе и проявить себя, — уточняет Надежда Геннадьевна.
— Давайте поговорим о цене путевки. В среднем она стоит 5 млн рублей. Как вы считаете, это дорого или нет?
— Есть детские центры, где цены еще выше, чем у нас. Наша калькуляция состоит из затрат. Да, у нас нет медицинских услуг, но сколько у нас воспитательных! Родители, когда приезжают и видят надувные батуты, лазерный тир, катер, гидроцикл, катамараны, палатку «Звездное небо», электромобили, то сразу спрашивают: «Сколько стоит?» У нас все это уже включено в стоимость путевки. Вот поэтому такая цена.
Сегодня в «Зубренке» работает 400 человек, зимой — 360. Половина из них — это специалисты: педагоги, медики, администрация. Вторая половина — обслуживающий и технический персонал. И с последним есть трудности, очень нужны кадры.
— У нас работают люди из всех вузов страны. Мы предоставляем общежитие. Блок на четыре человека. Поэтому мы приглашаем на работу сотрудников.
— А как у вас с зарплатами?
— Хорошо. Мы следим за цифрами средних зарплат по стране, в регионе и в образовании. Средняя заработная плата у нас 5,5 млн рублей. И чтобы сотрудники получали больше, мы занимаемся внебюджетной деятельностью, а не просто сидим на шее у государства. От полученной прибыли, в том числе и от торговых точек, 40% мы направляем на материальное стимулирование работников, а 60% — на развитие материально-технической базы.
— В этом году у нас два палаточных лагеря: туристический и военно-патриотический. Они рассчитаны на детей старше 12 лет. Смена у них длится 9 дней. Есть лагерь труда и отдыха. За 12 рабочих дней чистыми на руки ребята получают 1 млн рублей, — начала экскурсию по территории центра директор. — Чтобы защитить детей от укусов комаров, у нас есть три передвижные инфракрасные установки с радиусом действия 300 метров.
Зимний сад в здании дома детского творчества администрации предложили сделать за 50 млн рублей. Естественно, когда они услышали такую сумму, то решили отказаться от предложения, но не от сада. В итоге они его вырастили сами, усилиями сотрудников, которым это было только в радость.
Чтобы дети могли без опасности для здоровья купаться в Нарочи, не боясь подхватить церкариоз, несколько лет назад полностью реконструировали пляж: поменяли песок, а также установили пирс. И, как уверят Надежда Геннадьевна, на территории «Зубренка» почти нет лебедей, дети их не подкармливают. А еще она считает, что спасает ситуацию ручей с чистой водой, впадающий в озеро прямо на их пляже.
P. S. В нашем архиве мы нашли фото из «Зубренка» семилетней давности . Предлагаем посмотреть, как лагерь выглядел тогда.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by