Директор «Белкарт»: большинству белорусов международный статус «пластика» попросту не нужен

 
9951
24 июня 2014 в 10:35

На днях Visa в очередной раз высказала сомнения о продолжении бизнеса в России. Уход МПС неминуемо аукнется масштабным хаосом в безналичных платежах. Нашей стране такие катаклизмы не угрожают: отечественная платежная система «Белкарт» способна закрыть все потребности рынка даже с уходом международных конкурентов. О преимуществах, недостатках и перспективах пластиковых карт под родным брендом рассказал директор ЗАО «Белкарт» Александр Сотников.

— Во время дискуссий о платежных системах всегда поднимается проблема национальной безопасности. В чем опасность безальтернативной работы с МПС?

— Ничего сложного для понимания алгоритмов работы платежных систем нет. Когда покупатель расплачивается пластиковой карточкой в магазине, терминал считывает с нее информацию. Дальше необходимо осуществить процессинг — передать информацию из банка, обслуживающего магазин, в банк — эмитент карты, чтобы соответствующая сумма была перечислена со счета клиента на счет магазина. Платежная система и выступает как бы связующим звеном между банками и клиентами. Вроде все просто.

Но когда в стране работают десятки банков, тысячи терминалов, ежедневно совершаются десятки тысяч платежей, создается огромный поток информации, который необходимо должным образом обработать, структурировать, обеспечить безопасную передачу данных, исключить ошибки и сбои. Для этого необходимы и мощные серверы, и соответствующее программное обеспечение, и каналы связи. С какой проблемой столкнулась Россия? Оборудование, которое обеспечивает процессинг, мало того, что находится полностью в собственности международных платежных систем, так еще и физически расположено за границей. Все данные о платежах, владельцах карт и другая интересная информация уходят за рубеж. Насколько обеспечиваются ее конфиденциальность, сохранность — неизвестно. По крайней мере, проконтролировать на чужой территории их невозможно.

Во избежание таких рисков в нашей стране был создан Банковский процессинговый центр (БПЦ), к нему подключены многие банки. Поэтому львиная доля транзакций, которые осуществляются в Беларуси (в том числе и с карточками международных платежных систем), обрабатывается внутри страны, информация не попадает в заграничные центры обработки данных. Сейчас по этому пути пытается идти Россия. Если там создадут аналог БПЦ, то, даже если из-за санкций или по другим причинам Visa и MasterCard откажутся обслуживать всю Россию, внутри страны платежи будут обеспечиваться бесперебойно. Другой вопрос, что РФ — страна большая, там много банков, есть локальные процессинговые центры, и каждый хочет стать лучшим среди первых при формировании единой расчетной системы. Есть и технические проблемы, но они решаемы.

— Обладать собственным процессинговым центром важно для экономической безопасности. Но зачем тогда создавать собственную платежную систему?

— Процессинговый центр выполняет только техническую функцию. Необходим еще мозговой центр, задача его — вырабатывать правила, по которым будут осуществляться транзакции, следить за их выполнением, разрешать спорные ситуации. То, чем занимаются платежные системы: и международные, и наша «Белкарт». Поэтому даже создание объединенной системы расчетов в России только частично решит проблему независимости от МПС. Если Visa и MasterCard уйдут, то физически платежи можно будет осуществлять, но исчезнут стандарты, каждый банк будет вести свою политику, может возникнуть анархия… Национальная платежная система — один из инструментов экономической безопасности государства. Для ее появления необходима определенная политическая воля. Но это не значит, что система должна развиваться под жестким протекторатом государства. Даже государственные банки очень жестко подходят к переговорам и эмитируют наши карты, когда им это выгодно.

— И Visa, и MasterCard зарождались как локальные системы, которые сначала выросли до национального уровня в США, потом приобрели статус международных игроков. Относительно недавно на глобальный уровень вырвался китайский бренд UnionPay. Большинство заграничных путешествий белорусы совершают в соседние государства: Прибалтику, Польшу, Россию. Если «Белкарт» выйдет на рынки этих стран, сможет повысить свою привлекательность для потребителей?

— Я бы рассматривал выход «Белкарт» на международный рынок, прежде всего ЕАЭС. Экономики трех стран сближаются, и развитие платежной системы логично в этом направлении. Учитывая, что ни в РФ, ни в Казахстане пока нет национальных платежных систем, «Белкарт» могла бы претендовать на региональный статус. В любом случае необходимо находить точки соприкосновения и развивать сотрудничество.

— У карт национальных платежных систем есть один недостаток: ими нельзя расплачиваться за границей. А какие есть преимущества?

— Глобальных исследований не проводилось, но, по данным ряда крупных белорусских банков, только 20% их клиентов выезжают за границу. Причем не факт, что они там расплачиваются пластиковыми картами. Большинству белорусов международный статус «пластика» попросту не нужен. Одно же из основных преимуществ «Белкарт» — более высокая степень надежности. Самая распространенная схема воровства средств с карт-счетов: разными способами преступники считывают информацию с карт, потом изготавливают дубликат и обналичивают деньги в какой-нибудь далекой стране. С «Белкарт» такая шутка не пройдет. А шалить на территории страны такие воры не решаются: управление «К» очень быстро их вылавливает. Поэтому Беларусь — белое пятно для кардеров: работать тут опасно и неинтересно. По большому счету, сегодня активному потребителю банковских услуг целесообразно обзавестись несколькими карточками: зарплатной, накопительной, кредитной, для расчета в интернете… Универсальных продуктов не бывает.