Белорусский депутат о мате: это социальная проблема, с ней надо бороться, в том числе законодательными методами

 
11 781
04 июня 2014 в 13:40
Источник: prof-press.by
Источник: prof-press.by

Согласно данным фонда «Общественное мнение», 70% белорусов употребляют в своей речи бранную лексику, 64% слышали ее из уст знаменитостей. Еще 31% опрошенных считают, что нецензурщина делает речь более эмоциональной, позволяет быть лучше понятым. Все респонденты уверены, что уже давно идет процесс легализации ненормативной лексики, то есть налицо некая речевая агрессия. О проблеме пишет сайт prof-press.by.

— Это крайне негативное общественное явление. Сквернословие — социальная проблема, и с ним надо бороться, в том числе и законодательными методами, — уверена депутат палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Валентина Верес. — Если слышу бранную речь на улице, стараюсь делать замечания. Очень переживаю, когда слышу, как молодежь ругается. Школы и другие учебные заведения много внимания уделяют эстетическому воспитанию, но влияние улицы все же сильно. Возможно, в семьях не придают особого значения культуре речи. Что касается подростков и молодежи, то им хочется некой раскрепощенности, взрослости, которая у них, увы, ассоциируется и с ненормативной лексикой.

— Брань звучит на каждом углу. Ее можно услышать из уст семилетних детей и взрослых дядей и тетей, причем не обязательно людей из социальных низов, а вполне нормальных внешне, — продолжает тему председатель Брестского обкома профсоюза работников культуры Галина Кринец. — И в этом наша большая беда, мы деградируем. Речь — явное тому подтверждение. Я как-то ехала в общественном транспорте, рядом компания молодых людей, парней и девушек, грязно ругающихся. Я не стала делать замечания всем огулом, а спросила у девушек, хотят ли они иметь достойных мужей? Если да, то почему не одергивают распоясавшихся парней, почему терпят рядом с собой всю эту грязь? Ответа не дождалась.

— Я противник ненормативной лексики. Ни мое окружение, ни я сам не ругаемся, разве слово «блин» иногда употребляю, — говорит Александр Козак, художественный руководитель Брестского академического театра драмы, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. — У меня вызывает огромное сожаление тот факт, что матерщина пробралась в литературу и искусство, не говоря уж о повседневной жизни. И театр не стоит в стороне от происходящих в обществе процессов. Я видел несколько спектаклей, где со сцены звучал мат. С одного ушел, а второй досмотрел до конца, причем там ругань была настолько к месту, настолько по ситуации, что ни шока, ни отторжения не вызвала. В репертуаре нашего театра тоже есть одна постановка, где звучат несколько бранных слов. В афишах прописано это обстоятельство, на билетах также значится, что постановка адресована тем, кому за 18. Знаете, если взять современную драматургию, то сложно найти пьесу, где бы обошлось без матерного языка. К сожалению, нынче от театров требуют зарабатывать деньги любыми способами, и им приходится идти на поводу у зрителя. Но, подчеркиваю, лично я, как человек, против того, чтобы сквернословие присутствовало в общественных местах, в заведениях культуры.