О странном инциденте сообщил в редакцию Onliner.by наш читатель Александр Буйкевич. Он утверждает: вчера вечером его знакомую, инвалида-колясочника, не пустили в зону гостеприимства на проспекте Дзержинского. Туда 22-летняя Алина приехала вместе с мамой. «На просьбу указать причину, на основании которой инвалидам на колясках доступ на праздник запрещен, ответа так и не дали», — написал Александр.
— В зону гостеприимства мы пришли не в первый раз — наверное, уже в третий. Ходили 9 мая, днем. Были на прошлой неделе — около 23:00. Тогда нас пускали. Конечно, проверяли, как и всех. А вот вчера почему-то решили, что пускать нельзя, — рассказала Onliner.by мама Алины Ольга Александровна. — На входе стояла девушка, проверяла сумки. Она нас пропустила. Тут откуда ни возьмись появилась еще одна девушка, которая сказала: «Запрещено». Потому что какой-то Олег или кто-то там «с инвалидными колясками не пропускает». В итоге мы все-таки прошли. Ждали друзей, проходящих досмотр. К нам подошел мужчина в гражданской форме, без бейджа. К сожалению, я не догадалась спросить, кто он такой. Мужчина повторил: «Нельзя». А почему? Внятного ответа толком не дал. Говорил, мол, «здесь пьют». Разговаривал с нами невежливо. Если бы он извинился по-человечески, сказал, к примеру, что пришло распоряжение или указ не пускать инвалидов, я бы поняла. А так… Не сдержалась, сказала: «Если человек не может ходить — берите на руки и несите!» Не выдержали нервы. Он за это зацепился, дескать, я ему нагрубила. В итоге нам пришлось уйти.
В «зону» Ольга Александровна с дочкой пришли, чтобы послушать музыку.
— Алине 22 года, она живет нормальной жизнью. Вожу ее везде, где могу. Обидно, — продолжает мать. — Помогите найти ответ на вопрос, есть ли основания, по которым колясочников могут не пустить на праздник.
За комментарием мы обратились в ГУВД.
— Сомневаемся, что все было именно так — что кто-то может кого-то не пропустить по надуманным причинам или из личной неприязни, — рассказали в милиции. — Неоднократно видели людей в инвалидных колясках в зонах гостеприимства. Сотрудники проинструктированы и прекрасно понимают уровень мероприятия. Возможно, женщина рассказала не все. В любом случае, если человек хочет «добиться правды», он должен обратиться с заявлением. Компетентные лица проведут тщательную проверку и дадут оценку действиям сотрудников.
В офисе по правам людей с инвалидностью о конфликтной ситуации слышали, но пока воздерживаются от однозначных оценок — слишком мало подробностей.
— Не зная подробностей, трудно давать оценки. Могут быть факторы, которые не звучат, в которых может разобраться только наш юрист. Мы должны взять некоторую паузу и расследовать дело. Готовы к тому, чтобы отстоять права этой девушки, — говорит координатор проекта Сергей Дроздовский. — Одно можно сказать точно: нигде не заявлено никаких ограничений по поводу инвалидности — и быть их не может. Кстати, недавно закончили мониторинг. Организаторы чемпионата не создавали специальных сервисов, которые гарантировали бы обеспечение социальных потребностей инвалидов. Речь о том, что должны быть доступные туалеты, пониженные стойки в барах, пониженные кассы и т. д. Весь персонал должен быть готов к тому, что в любой момент может появиться человек с различными формами инвалидности — привычными и непривычными. Волонтеры готовы, а вот об охранниках, другом персонале такими фактами мы не располагаем.