Белорусский парфюмер Влад Рекунов: «Выбор аромата — как выбор любовника: с ним нужно провести ночь»

 
35 982
06 марта 2014 в 8:30
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Катерина Кузьмич. Фото: Аркадий Соболев

В детстве он и не мечтал стать «носом» (так в профессиональной среде называют парфюмеров), но, как говорится, у судьбы на нас свои планы. Влад — один из немногих учеников самого уважаемого парфюмера современности, белоруски по рождению Софии Гройсман, которая сейчас живет и работает в Нью-Йорке. После нескольких лет кропотливой учебы и работы во Франции он вернулся в Беларусь. В своей мастерской в Минске Влад проводит до 12 часов в день, а витающие в воздухе ароматы создают там особую атмосферу. Парфюмер с двумя образованиями: медицинским и техническим — рассказал Onliner.by о своей «ароматной» работе, почему у наших людей до сих пор нет парфюмерной культуры, почему созданный Софией Гройсман аромат «Белая Русь» пока не появился на полках магазинов, а также развеял самые нелепые мифы об этой индустрии.

Я родился и вырос в Минске. Заниматься парфюмерией я не планировал и в этот бизнес попал по воле судьбы. Как-то мне предложили оптом продавать парфюмерию, и все сложилось настолько удачно, что бизнес до сих пор жив. Но со временем это стало скучно, минимум креатива и творчества: там купил, здесь продал. Стал думать, как можно развиваться и при этом не уходить из отрасли.

Так случилось, что судьба меня свела с одним из величайших парфюмеров современности Софией Гройсман. Мы познакомились с ней на Елисейских полях в Париже. И, в отличие от нашей страны, там ее очень хорошо знают в лицо. Я видел, как директор дорогого парфюмерного магазина (далеко не последний человек в этой индустрии) выскакивал на улицу и просил ее зайти в магазин, чтобы выпить чашечку кофе. Так как для него это событие — в его магазине была сама София Гройсман.

С 2005 года, можно сказать, был «хвостиком» у Софии: смотрел, как она работает и что делает. Много времени проводил на парфюмерных фабриках, где изготавливают ароматы. Сегодня таким образом можно стать профессионалом. Второй путь — получить диплом парфюмера в Версале, на парфюмерном курсе в Грассе. Еще до недавнего времени французами очень активно поддерживался миф, что парфюмером может быть человек, в предыдущем поколении у которого обязательно есть парфюмеры. Сегодня же они говорят, что это может сделать каждый, но только за этим стоит длительная и очень кропотливая работа: каждый день слушать запахи, находить, чувствовать и оценивать разницу между тонами.

Я вернулся на родину по просьбе Софии Гройсман. Она попросила меня что-нибудь сделать для Беларуси в области запаха. И при этом она сама создала аромат «Белая Русь» и презентовала его в Минске 8 месяцев назад. В широкой продаже духов до сих пор нет, так как проект пока на рассмотрении у потенциальных инвесторов. Сейчас мы представляем ее интересы на всем постсоветском пространстве и продвигаем в том числе и этот проект.

Сегодня редкий предприниматель способен оценить коммерческую составляющую парфюмерного дела, а ведь в этом бизнесе отличная прибыльная константа, как в ювелирном. Тут, вероятно, проблема отношения… Легковесность продукции вызывает ассоциацию с ее легкомысленностью. Но французы как сели на эту тему в средние века, так до сих пор и являются авторитетами в мире и зарабатывают на этом большие деньги. По каким-то не очень понятным мне причинам у нас считается более верным построить бизнес-центр, чем изготавливать perfume liquid.

Своими проектами наша мастерская пробуждает в людях ощущение аромата, чувство высокого через сублимацию тела, парфюмерную культуру. Сведения о парфюмерии отрывочные или не соответствуют действительности. И это не вина пользователей, это их беда. А сколько мифов и штампов! Ну вот, например, распространенный: запах кофе что-то меняет в нашем обонянии. Самое лучшее, что может восстановить утомленное обоняние, — свежий воздух. А кофе — это еще один запах, который вы «слушаете». Да, он вам знаком, только его влияния хватит максимум на один новый аромат, и я очень сомневаюсь насчет верности вашей оценки.

Деление ароматов на мужские и женские — это уже маркетинговый ход. Ведь еще 50 лет назад все пользовались одними и теми же ароматами. Еще один миф — запах, который нам подходит, мы не должны чувствовать на себе. Возможно, это повелось с той поры, когда Ив Сен-Лоран говорил, что женщина должна сливаться с платьем, которое носит, и мужчина должен видеть не платье, а ее. То же самое должно происходить с ароматом — она должна жить с ним, не замечая его. Но мне нравится ощущать на себе аромат. Я бы сказал так: пусть будет аромат, который не мешает жить.

В запахе самое важное, какие ассоциации он вызывает. Запах не нужно понимать, его нужно почувствовать и пережить. Выбор аромата — как выбор любовника: с ним нужно провести ночь. Эти слова принадлежат Roge Dove, и я с ними полностью согласен.

Еще у нас люди говорят, что мы «пшикаем» и «нюхаем», а на самом деле мы наносим аромат. И слушаем его, как музыку. Это дыхание. Это послание нашего тела и, если хотите, духа.

Запахи, управляя нами, напоминают о приоритете высокого, духовного и душевного. И если жить этим, то формируется другое общество, более лояльное, не «майдановое». Запах — это высококультурный ресурс, «неостановимая субстанция». В нем выражен элемент всепроникающего преодоления.

За полтора года существования моей парфюмерной студии в Минске мы создали уже не один десяток ароматов, в том числе и персональные запахи для медийных персон: Валерия Меладзе, Тимати, Ольги Плотниковой, Ольги Барабанщиковой, Леси Кодуш. До прихода в студию Андрея Бонда и Артема Рыбакина парфюмерия была для меня чем-то возвышенным, «овеянным туманами». Они же перевернули все. Они поставили задачу сделать запах, о котором непонятно, нравится он или нет, чтобы женщина хотела вернуться и вдохнуть его еще раз. Так появился аромат «Маргинал».

Кроме того, мы делаем запахи для событий. Например, для свадьбы или юбилея. Также мы создали аромат для Nastya Ryboltover Party к 23 февраля и сейчас работаем над ароматом для мероприятия 8 марта.

Процесс создания персонального аромата занимает от месяца и более и стоит от €350. Создаются несколько образцов, некоторые отсеиваются, некоторые дорабатываются. Оставшиеся развиваем и создаем несколько вариантов. Оттачивать запахи можно бесконечно долго, но за 3—4 встречи создается уникальный аромат.

Наше ноу-хау — парфюмерные брелоки. Еще есть мобильный парфюмерный бар, который кочует по мероприятиям. Я на ходу «ваяю» для участников парфюмерную импровизацию, так сказать, «быстрый портрет», и каждый человек уходит с праздника с уникальным запахом.

Партнер по бизнесу Давид называет меня волшебником, а себя — помощником волшебника. И в какой-то мере я согласен с этим, потому что запах — это, безусловно, волшебство. Это то, что надевает улыбку на лицо всем людям, какими бы ни были день и настроение.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by