Тело для дела: репортаж о работе натурщиков

 
25 503
85
25 февраля 2014 в 16:39
Источник: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов

Главное пристанище натурщиков — Гомельский художественный колледж. Сюда многие из них годами ходят как на работу. К слову, низкооплачиваемую работу. Академический час услуги демонстратора пластических поз (это официальное название натурщика) оценивается в 10 тысяч рублей. За «обнаженку» платят на 5 тысяч больше. Мы встретились с теми, с кого пишутся полотна, и узнали, зачем им это.

В музее колледжа — словно в анатомической мастерской. Вот головы — с них студенты начинают свой творческий путь.

Затем будущих художников учат рисовать плечи, пояс и, наконец, всего человека. Сначала в одежде, потом без.

На дипломных работах — самые разные тела. От молодых рельефных до уже повидавших жизнь. Но для начинающего художника главное не эстетика, а фактура. Хотя сами студенты не скрывают: рисовать красивую точеную фигуру — особое удовольствие.

В колледже до сих пор вспоминают натурщиков Сашу и Наташу. Вот у них были тела! Это не только оценили студенты, но и сами они очень быстро друг другу приглянулись. Модели пришли позировать в колледж порознь, а ушли отсюда мужем и женой. Картины с их изображением до сих пор висят в музее вместе. Атлета Сашу разместили повыше, и теперь он смотрит на хрупкую Наташу сверху вниз.

Ирина — самая молодая натурщица. Не по возрасту, а по опыту. Позирует всего два месяца. Сама недавно окончила университет, получила диплом экономиста-маркетолога. Но работать по специальности не может: из-за проблем со зрением врачи запретили пользоваться компьютером. Можно было еще пойти в торговлю, но Ирина точно знает — не ее это. Творческая натура искала совсем других приключений и вот нашла.

— Друг сюда несколько лет ходил, рассказывал, как работал натурщиком. Мне всегда было интересно попробовать, но не решалась. Нужно было как-то сказать об этом своему парню, — рассказывает натурщица.

Когда сидеть дома без дела стало совсем невыносимо, собралась с духом и озвучила свою мечту. Парень Ирины оказался человеком понимающим. Правда, на днях, рассказывает девушка, все-таки заходил в колледж — проверить обстановку. Так и не обнаружив «криминала», разрешил продолжать в том же духе. 

Деньги здесь ни при чем. Я всю жизнь мечтала рисовать, но не сложилось. Рада, что теперь могу быть полезна этим творческим людям. Мне нравится здешняя атмосфера. Процесс создания картин... Когда из мазка рождается образ, а потом твое изображение, это очень увлекательное зрелище, — делится эмоциями натурщица.

Сегодня несколько пар рук пишут с нее портрет женщины в головном уборе. От Ирины требуется неподвижно сидеть 4 часа в большой черной шляпе, время от времени прерываясь на пятиминутный отдых. Но девушка не жалуется. За некоторую схожесть с голливудской актрисой коллеги прозвали ее Пенелопой. Натурщице такое сравнение льстит.

Преподаватели говорят, что Ирина — настоящая находка для колледжа. Помимо нужной внешности, в ней есть, пожалуй, главное качество для натурщицы — усидчивость и обязательность. Она еще ни разу не подводила коллектив, чего не скажешь о ее коллегах-сверстниках.

Студенты-натурщики — наша головная боль. Часто опаздывают, а то и вовсе загуляют и пропадут. Это целая проблема. На первом занятии группа начинает рисовать, делает наброски, на следующее занятие натурщик не является. Приходится его разыскивать, если не находим — нужно искать нового и начинать рисовать заново. Это сильно тормозит учебный процесс, — делится наболевшим завуч колледжа Елена Кульчик.

Сделать с этим ничего нельзя. Приходится выкручиваться. Часто сами учителя или студенты приводят своих друзей. Друзья-то не подведут.

Но самый надежный вариант — пенсионеры. На «обнаженку» уговорить их практически невозможно, зато они очень ответственные.

Юрий Иннокентьевич связан с колледжем уже 10 лет.

В это сложно поверить, но сначала он здесь работал сантехником. Уж какую гайку он закручивал, когда в нем пробудились чувства к искусству, неизвестно. Но как только Иннокентьевич ушел на пенсию, он сменил профиль.

Что дома сидеть? С женой ругаться? Здесь я молодею и свою полезность ощущаю, — объясняет свой выбор 74-летний натурщик.

Художники его любят не только за преданность и пунктуальность. Говорят, что у него очень характерная личность: правильные черты, выразительный взгляд и понятная конституция. Все это значит, что его легко рисовать.

За 10 лет из-под пера студентов вышли сотни полотен с его изображением.

Тамара — в прошлом актриса. Сдерживать творческий темперамент и несколько часов сидеть неподвижно, а главное молча, женщине непросто, но это стоит того. В натурщицы она пошла, чтобы даже на пенсии быть в тонусе.

— Я знаю, что мне идти позировать, я несколько дней не ем, худею, хожу в баню, делаю масочки, в общем, ухаживаю за собой, чтобы выглядеть соответствующе. А так бы я лежала на диване с блюдом каким-нибудь огромным и толстела, — смеется Тамара.

Инженер с 30-летним стажем Любовь Александровна вышла на пенсию и затосковала. Муж-то еще работает в вузе со студентами. Вот и она решила быть ближе к молодежи.

В своей новой работе Любовь Александровна никакой крамолы не видит. Надо раздеться — разделась бы. Вот только если бы попросили немного пораньше...

Кому нужно мое тело? Была бы помоложе — разделась бы, а сейчас уже поздно, — машет рукой пенсионерка.

В колледже не скрывают: с «обнаженкой у них не проблема — беда. Не каждый согласится раздеться перед аудиторией. Того, кто решается, берегут как зеницу ока. Вот и сейчас модель опаздывает. Студенты терпеливо ждут.

Когда кажется, что уже нет никакой надежды, молодой человек появляется в дверях, на ходу стягивает свитер и буднично присаживается на стул. Сегодня только набросок, поэтому штаны модели можно не снимать.

Если бы за «обнаженку» платили больше, то проблема решилась бы в одночасье. От желающих подзаработать студентов, уверены в колледже, не было бы отбоя. Но за такие деньги, как сейчас, нужно быть либо большим поклонником искусства, либо неисправимым фанатом своего собственного тела.

Новости Гомеля и области читайте на gomelnews.onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Источник: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
25.02.2014 в 16:41
Любому телу - всегда найдется дело !!!
25.02.2014 в 16:41
Не руками и умом так телом. Такой вид заработка достаточно древняя профессия. Плюсы и минусы конечно свои есть. Вспомним хотя бы Фрину.
25.02.2014 в 16:41
классная тема, всегда хотел науиться так рисовать
25.02.2014 в 16:41
Ага, нудиские пляжи запрещают, а тут срамоту рисуют!
Чергинца на вас натравить!
25.02.2014 в 16:42
Блин, еле до конца статьи докрутил
25.02.2014 в 16:42
Не читал - но осуждаю.
25.02.2014 в 16:42
скрытая реклама Nokia
25.02.2014 в 16:43
У Фаберже я был бы любимым натурщиком...
25.02.2014 в 16:44
срамота!!!
25.02.2014 в 16:45
Легко обидеть художника...
Поэтому и не буду!
25.02.2014 в 16:46
[censored]
25.02.2014 в 16:46
вот так из почти-славянина получился c3p0 )

http://content.onliner.by/news/2014/02/default/15d784f1ead384ef59d24f651a05e185_1393335522.jpg

http://welcometotripcity.com/wp-content/uploads/2011/12/c3p0.jpg
25.02.2014 в 16:47
А на рисунке терминатор получается!)))
25.02.2014 в 16:48
А если встал у Натурщика, как он поступает?
"izverg100":

банить надо это
"provinzial":

это всё натурально!
25.02.2014 в 16:51
кто рисует - то все поймет!
натурщик - это конечно не шахтер в забое, но тяжело выседеть 3-4 часа неподвижно в нужной позе...
25.02.2014 в 16:52
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
25.02.2014 в 16:53
А если встал у Натурщика, как он поступает?
"izverg100":

Ему показывают
Иннокентьевича,который ушел на пенсию и сменил профиль.
25.02.2014 в 16:54
кто рисует - то все поймет!
натурщик - это конечно не шахтер в забое, но тяжело выседеть 3-4 часа неподвижно в нужной позе...
"provinzial":

конечно! очень тяжелая профессия, поэтому там и работает очень много пенсионеров.
25.02.2014 в 16:55
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

если обнаженное тело у вас ассоциируется с фаллосом - мне вас жаль)
25.02.2014 в 16:55
скрытая реклама Nokia
"maseratti":

скрытая в збаньчыке
25.02.2014 в 16:56
кто рисует - то все поймет!
натурщик - это конечно не шахтер в забое, но тяжело выседеть 3-4 часа неподвижно в нужной позе...
"provinzial":

понимая, что заплатят около 40000рублей.
25.02.2014 в 16:56
всегда хотел науиться
"Lihtaryk":

ну ясно
25.02.2014 в 17:00
кто рисует - то все поймет!
натурщик - это конечно не шахтер в забое, но тяжело выседеть 3-4 часа неподвижно в нужной позе...
"provinzial":

конечно! очень тяжелая профессия, поэтому там и работает очень много пенсионеров.
"izverg100":

лол, пенсионеры интересны как натурщики исключительно из творческой точки зрения!!! морщины, осунувшиеся лица, асимметричные тела и т.д.
+ им много не надо платить + им самим прикольно время провести среди молодежи, а не перед теликом залипать...
25.02.2014 в 17:06
А художницы красивые.
25.02.2014 в 17:08
тема не раскрыта
25.02.2014 в 17:09
А где Чергинец??? Чё его не нарисовали?
25.02.2014 в 17:11
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

{facepalm)
25.02.2014 в 17:14
Я бы не выдержал столько сидеть в одном положении...
25.02.2014 в 17:14
натурщицы где?
25.02.2014 в 17:14
тема не раскрыта
"Ryzh":

не раздета
25.02.2014 в 17:20
Чем ближе к весне, тем сильнее хочется натурщика..раздеть..
25.02.2014 в 17:21
Обычно при слове "натурщица" возникают другие ассоциации...
25.02.2014 в 17:23
http://content.onliner.by/news/2014/02/default/44eca9520ba1a0a5a82572f6f54add18.jpg
красивая девочка какая.
25.02.2014 в 17:23
Атмосфера приятная там. Прям запах краски чувствуешь )
25.02.2014 в 17:27
Чем ближе к весне, тем сильнее хочется натурщика..раздеть..
"tutusa":

Вы художница?
25.02.2014 в 17:44
Вау...Красивый Художник )
25.02.2014 в 17:46
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

если обнаженное тело у вас ассоциируется с фаллосом - мне вас жаль)
"Finnn":

вообще-то в статье шла речь о снятии трусов
25.02.2014 в 17:55
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

{facepalm)
"Reanimator":

что вы тут фейспалмите? гуманитарий вы наш, вот взяли бы и объяснили мне технарю почему без обнаженки в искусстве ну просто никак... а так выставляете себя некультурным и недалеким человеком.
25.02.2014 в 17:58
кота же не хватает
25.02.2014 в 18:03
Вы художница?
"dimmmmm":

любительница
25.02.2014 в 18:11
Так вот почему там так много дам!
25.02.2014 в 18:12
кота же не хватает
"Freeman_FDC":

Не хочет работать за 15 тыс))
25.02.2014 в 18:15
Вы художница?
"dimmmmm":

любительница
"tutusa":

Я уж было хотел натурщиком побыть... )))
25.02.2014 в 18:42
кота же не хватает
"Freeman_FDC":

Точно. Натурщицы с киской..
25.02.2014 в 18:43
dimmmmm, что Вас останавливает? )
25.02.2014 в 18:49
АЙДА в натурщики за ПРОСТО ТАК
25.02.2014 в 18:57
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

Некоторым мерещится везде то о чем они постоянно думают. Такие как вы в детстве в учебниках портреты дорисовывают. Комплекс неполноценности нужно лечить, тогда и жизнь начнет налаживаться.
25.02.2014 в 18:59
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

{facepalm)
"Reanimator":

что вы тут фейспалмите? гуманитарий вы наш, вот взяли бы и объяснили мне технарю почему без обнаженки в искусстве ну просто никак... а так выставляете себя некультурным и недалеким человеком.
"Necros_i":

Отвечу как архитектор. Человек-мерило всему, просвещенные люди всех времен знали об этом, но у нас об этом предпочитают не вспоминать, поэтому и живем в государстве для народца. А некоторые уже начинают "умные" вопросы задавать.
З.Ы. Рисуйте микросхемы, если хотите, но не лезьте со своими критериями оценивать искусство.
25.02.2014 в 19:17
тема сисек не раскрыта))
25.02.2014 в 19:34
http://content.onliner.by/news/2014/02/default/44eca9520ba1a0a5a82572f6f54add18.jpg
красивая девочка какая.
"Dolmetscher":

Ага. Только две серьги в одном ухе немного не в тему.
25.02.2014 в 19:43
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

если обнаженное тело у вас ассоциируется с фаллосом - мне вас жаль)
"Finnn":

вообще-то в статье шла речь о снятии трусов
"Necros_i":

весна близится, ясна панятна, но все таки стоит держать себя в руках
25.02.2014 в 20:02
Хмм, не за этим я статью открыл. Увы, тема не раскрыта)
25.02.2014 в 20:11
человеки-ренгены.
25.02.2014 в 20:16
скрытая реклама Nokia
"maseratti":

Скрытая в горшке)
25.02.2014 в 20:22
dimmmmm, что Вас останавливает? )
"tutusa":

Стесняюсь... )))
25.02.2014 в 21:26
Клевый репортаж)) Карандашный дед на первых фотках - очень колоритный!
Успехов юным художникам, надеюсь, у них у всех получится реализовать себя в этой профессии.

Натурщик-атлет Саша эх хорош!!!
25.02.2014 в 22:08
тело-для дела...)))) 2-смысленная фраза)))
25.02.2014 в 22:23
Necros_i, ты читать умеешь?
услуги демонстратора пластических поз

здесь не фалосы рисуют, а строение человеческого тела.
мышцы.
25.02.2014 в 22:40
Это очень тяжело сидеть бездвижно много-много академических часов, на другом занятии сесть также, как и на первом и т д. Это не шаржи в парке за 10 минут, это труд. То, что многим в комментариях показалось роботами или микросхемами-всего лишь построение, обязательное для нормального итога.
Пенсионеров приглашают еще и потому, что старое тело, с морщинами, гораздо легче рисовать, чем гладенькое лицо ребенка, к слову. Рисунки потом более фактурные и характерные.
Спасибо за репортаж, порадовал)
25.02.2014 в 22:47
Актер играет образ человека - натурщик изображает подобие его.
25.02.2014 в 23:09
Статью не читал-мскал женщин топлесс!Не нашел((
25.02.2014 в 23:15
Преподавателю Гомельского художественного колледжа Дмитрию Евсеенко - академический превед! :)))) Как понимаю, Дмитрий поясняет на фото, что "Пора кончать в этой позиции" (с) :)))))
25.02.2014 в 23:16
да, платят крайне мало, придется искать котэ - он за миску молока посидит на месте.
25.02.2014 в 23:41
Боже как это знакомо !! )) даже одежда на гипсах )) все как у нас было
25.02.2014 в 23:46
Трехмерная печать их спасет.. напечатали пару натурщиков и рисуйте до посинения.
26.02.2014 в 0:30
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

{facepalm)
"Reanimator":

что вы тут фейспалмите? гуманитарий вы наш, вот взяли бы и объяснили мне технарю почему без обнаженки в искусстве ну просто никак... а так выставляете себя некультурным и недалеким человеком.
"Necros_i":

Попробую я объяснить. Художнику необходимо знать анатомию тела, чтобы потом, впоследствии создавая картины, он мог свободно добиваться желаемого визуального эффекта. Похожесть добивается свето-тенями, а тень и свет ложатся в зависимости от выпуклостей и выемок тела. У каждого человека индивидуально и неповторимо ложится тень и свет. Чтобы нормально нарисовать человека в трусах или в брюках, нужно знать что находится под брюками и как положить тень на ткань таким образом, чтобы у вас получился человек, а не пластмассовый манекен. Для этого и рисуют черепа, скелеты, мышцы без кожи. Для этого и рисуют фаллосы. Я скажу даже больше - создавая рисунок, художник строит каждый предмет, притом прорисовывая даже те линии, которые не видны глазу, но которые создают нужные пропорции. У меня жена художник.
26.02.2014 в 0:57
Отличный репортаж! Спасибо большое!
26.02.2014 в 1:58
Necros_i,
хм, не понимаю, зачем так нужна обнаженка? неужели не нарисовав фалоса нельзя научиться рисовать?
"Necros_i":

{facepalm)
"Reanimator":

что вы тут фейспалмите? гуманитарий вы наш, вот взяли бы и объяснили мне технарю почему без обнаженки в искусстве ну просто никак... а так выставляете себя некультурным и недалеким человеком.
"Necros_i":

Для того, чтобы что-то нарисовать с натуры художник должен как-бы понять конструкцию этого предмета, его форму. Когда мы рисовали гипсовые головы некоторые преподаватели даже советовали подходить и трогать их руками, чтобы хорошо понять форму.
Чтобы достоверно нарисовать одетого человека художник должен хорошо представлять конструкцию тела, видеть насквозь все кости, мышцы, жировые ткани. Без этого никак.
Обучение рисунка тела человека начинается даже не с обнаженки, а с изучения пропорций, характерных движений, определения центра тяжести. Далее рисуют скелет со всеми косточками - это каркас. Потом экорше - скульптура человека без кожи - изучают все мышцы. Без художественной анатомии никуда! И только потом обнаженка и постановки в одежде.
У нас - архитектурный факультет БНТУ - обнаженными позировали дедуля-пенсионер в плавках и женщина (вроде бывшая модель) лет 50-ти, кстати, с ухоженной фигурой, тоже в плавках. Т.к. мы не художники, то рисунок был немного левым предметом. Часов не много, постановок - тоже.
Вообще, художники несколько не так относятся к обнаженной натуре, как не художники. Это не эротика и, тем более, не порно.
26.02.2014 в 2:09
есть несколько студентов, вроде делом заняты, вроде даже к ним обращаются, а по лицу понятно, что мозг не работает. хотя фотографии с ними интересными вышли, эдакое "живое и мертвое"
26.02.2014 в 6:39
красивые художницы;)
26.02.2014 в 8:30
А если встал у Натурщика, как он поступает?
"izverg100":

банить надо это
"provinzial":

это всё натурально!
"izverg100":

Действительно - нужно поощрять!!!
26.02.2014 в 8:50
Какие....э-э-э... одухотворённые всё лица (:
26.02.2014 в 8:56
А если встал у Натурщика, как он поступает?
"izverg100":

банить надо это
"provinzial":

это всё натурально!
"izverg100":

Действительно - нужно поощрять!!!
"seriy78":

да какое там встал, поглядите на художников, все в кофтах или пиджаках, там дубак, а натурщик в одних труселях или вообще без оных, там скорее съежится чем встанет
26.02.2014 в 9:58
Класс!! Онлайнер, спасибо большое за статью! Глазу было очень приятно. Хорошие работы. И профессия интересная)
Для тех кто не понимает:
- попробуйте сами просидеть хотя бы 45 минут не шелохнувшись. Это очень тяжело. И если натурщик не крутится, а сидит в одной позе - это просто подарок!
- обнаженная натура очень важна для художника. Художник изучает тело, мышцы, учится передавать объем и форму чтобы в последствии рисовать Человека, а не кучку одежды. Глядя на человека он должен видит кость и мышцы, которые ее облепляют. А под свитером это очень тяжело))
На самом деле художники обнаженную натуру видят несколько иначе, чем другие. Для вас это голый человек, а для художника - объект для рисования. И не важно задрапирован он тканями, или нет.
P.S. Когда у нас на обнаженке была молодая девушка первое занятие она очень смущалась, а потом расслабилась. Потому что поняла что на нее смотрят как на неодушевленный предмет. (среди нас были парни и преподаватели мужчины)
И такой прикольной таблички как на последнем фото у нас не было. :)
26.02.2014 в 10:01
А где сиске?
26.02.2014 в 10:32
лучшая картина
26.02.2014 в 10:40
http://content.onliner.by/news/2014/02/default/da241597229a7e0d1df2ac3bdf165279.jpg
ВАУ!
26.02.2014 в 11:06
всё равно не пойму почему рисовать с натуры лучше
26.02.2014 в 11:19
а где обнаженные женские тела??? :(
26.02.2014 в 15:42
а где обнаженные женские тела??? :(
"reveris":

В бане.
26.02.2014 в 15:58
всё равно не пойму почему рисовать с натуры лучше
"antongurda":

даже технарь должен понимать, что невозможно собрать некую конструкцию, не создав каркас, дом не будет стоять без фундамента и несущих стен. И человека невозможно нарисовать не понимая, как он устроен, иначе все пропорции "поплывут"
26.02.2014 в 20:01
всё равно не пойму почему рисовать с натуры лучше
"antongurda":

Потомучто по фотографии может "нарисовать" и ксерокс. Но ксерокс не придаст характер картине, опустив ненужные детали или подчеркнув нужные. А еще фото- это замерший момент, а художник должен передавать настроение, образ, мысль, чувство. Чтобы научиться этому нужно рисовать живых людей, хотя начинают с простых геометрических тел и построений взаимосвязей между ними в пространстве.
26.02.2014 в 21:48
Не сидят натурщики весь академический час без движений. Это тяжело. Можно встать и размяться, пару минут походить. Не вопрос) И покурить отпустят, и разрешат чай попить. Почти всегда ставят в расписании 2 пары подряд живописи или рисунка. Эти 4 часа не всем легко даются.
Обнаженка. Хотелось бы внести ясность: не снимают натурщики трусы! Только они должны быть не яркого, спокойного цвета и желательно как можно более открытые. Художникам важно хорошо видеть анатомическое строение тела. Гениталии никто не рисует.
26.02.2014 в 21:59
А если встал у Натурщика, как он поступает?
"izverg100":

банить надо это
"provinzial":

это всё натурально!
"izverg100":

скажу как художник - художнику - раздеваются полностью только женщины , мужчины в основном - нет!