Начальник управления контроля потребительского рынка и торговой инспекции Валерьян Беспалый рассказал БЕЛТА о последних проверках. Чиновник посетовал на то, что под его началом работают всего 34 человека «на всю страну», а каждый день на горячую линию с жалобами на магазины звонят где-то 50 человек. Реагировать на эти сообщения оперативно не получается.
— Сколько должно поступить жалоб на конкретный магазин, чтобы сотрудники инспекции выехали на место?
— В данном случае количество не имеет значения. Мы проверяем соответствие жалобы и принимаем решение по проверке. Покупателю, чьи права были нарушены, достаточно позвонить один раз, чтобы мы были готовы проверить любой объект. К сожалению, одномоментно отреагировать на все звонки мы не можем. У нас в штате на всю страну числятся 34 человека, тогда как количество торговых объектов и общепита превышает 72 тыс. В то же время число предпринимателей, которые занимаются реализацией товара и оказанием услуг, 120 тыс. Вместе с тем все звонки, которые поступают к нам на горячую линию, берем под контроль.
— Планируете ли изменять в преддверии чемпионата мира по хоккею график и режим проверок объектов обслуживания? Каким критериям должны будут соответствовать магазины, кафе, рестораны и т. д.?
— До старта чемпионата мира по хоккею в Минске осталось уже не так много времени. И мы держим на особом контроле вопросы работы тех объектов, которые будут обслуживать гостей и жителей Минска в этот период. В соответствии с законодательством режим проверки таких объектов должен совпадать с режимом их работы. За последнее время проведены проверки объектов торговли и общественного питания, которые работают в Национальном аэропорту Минск и на столичном железнодорожном вокзале. Результаты этих проверок будут рассматриваться на заседании комитета под председательством министра торговли. По итогам проверок, к сожалению, было установлено достаточно много нарушений. В частности, выяснилось, что практически в каждом втором объекте торговли реализуется просроченный товар. Соответственно будет усилен и спрос с субъектов хозяйствования, в первую очередь с тех, кто осуществляет свою деятельность на территории аэропорта и вокзала.
— Самое массовое нарушение во всех магазинах — игры с ценами: несоответствие ценника на прилавке цене в чеке, заведомо некорректная выкладка акционного товара, в результате которой покупатель, выбирая товар на акции, платит полную его стоимость. Много ли жалоб поступает на такие нарушения? Как вы реагируете на них? Имеет ли смысл писать об этом в книгу жалоб магазина, если эти жалобы рассматривает сам магазин? И можно ли вернуть уже оплаченный товар, если обнаружил несоответствие цены на ценнике и в чеке?
— Порядок оформления ценников и их наличие является одним из факторов, который мы при каждой инспекции проверяем у субъекта хозяйствования. Конечно, есть множество нареканий на несоответствие цен по многим объектам. Но мы принимаем меры, в том числе составляем документы для привлечения юрлиц и субъектов хозяйствования к ответственности. Если сам покупатель выявил несоответствие цены в торговом зале и при расчете, несомненно, он имеет право потребовать правильного расчета у любого субъекта и возврата товара.
Всегда нужно обращаться к руководителю объекта, который должен эту ситуацию рассмотреть и решить в пользу покупателя, если факт нарушения установлен. Нужно ориентироваться на цену, которая указана в ценниках в торговых залах. Если же в чеке стоимость выше, покупатель может потребовать вернуть ему разницу.
Что касается особенно крупных игроков, таких как торговые сети, они со своей стороны тоже принимают меры во избежание конфликтных ситуаций. Например, во многих объектах есть приборы, чтобы покупатель мог проверить цену товара.