Семь утра, крупный торговый центр в Белостоке еще не открылся, а на парковке уже с десяток дизелей с белорусскими номерами. Граждане курят и пьют кофе из термоса, обсуждая, что бы это такое прикупить. Позади у них бессонная ночь, штурм границы, поездка на рынок для обмена долларов на злотые. Впереди — обильный шопинг-марафон, забег по магазинам в поисках скидок, тернистая дорога домой. Несмотря на то, что минские ГУМ, ЦУМ и иже с ними в этом году решили дать польской торговле адекватный ответ, объявив о скидках и распродажах, белорусов за кордон меньше ездить не стало. Корреспонденты Onliner.by побывали в Белостоке и убедились в этом. Мы посмотрели, как местная торговля подготовилась к праздникам, пообщались с «магазинными» туристами из Беларуси. А еще узнали у представителей популярного среди наших ТЦ Galeria Biała, насколько ценен для польской торговли человек с синим белорусским паспортом.
Ездили, ездят, будут ездить
На минувших выходных минский ЦУМ устроил распродажу, сделав на некоторые товары скидку до 15%. Чтобы добраться до ЦУМа, нужно совершить минимальное количество манипуляций: найти свободное место на парковке, потолкаться в очереди из пенсионеров. Другое дело — Белосток. Четыре часа в пункте пропуска «Песчатка» по дороге туда, три часа — обратно. Дама на Peugeot, которая перед самой границей вдруг решает капнуть в бензобак остатки топлива из канистры; мужик, качающий на выезде с АЗС свой микроавтобус, — все это благодаря им. С десяток вычеркнутых из жизни часов, впрочем, сущая мелочь. Ведь впереди — манящие скидки. Здравствуй, тотальный «спрэдэж»!
Середина декабря, а город к праздникам подготовился средненько. Мерцают огнями, как рождественские елки, лишь торговые центры. Они тянут наших будто магниты. Посмотрим, чем смогут удивить.
В галерее «Альфа» у одного из бутиков двое парней. Говорят по-русски. Высчитывают на калькуляторе, сколько стоит новогодняя эротическая женская одежда в долларах.
— 22 бакса. Жалко за такую ерунду!
— Бери, Катька оценит! У нас дороже все равно будет.
— Беру!
Почти каждый магазин уже вывесил табличку, приглашая на скидочный огонек. Скидки в среднем — от 30 до 50%. Вот мама с дочкой обсуждают, стоит ли брать с витрины (больше не осталось, только демонстрационный экземпляр) черный женский пуховик.
— 120 дороговато… Как на «Ждановичах».
— Бери! Зато это не «ноунейм»! И «ваты» будут.
— Беру!
В магазине электроники белорусы бродят, уткнувшись в экраны своих мобильных телефонов. Ловят неустойчивый Wi-Fi и сравнивают цены с белорусскими.
— Смотри, вот тут 100 злотых скидка на пылесос. Берем!
Мужчина в дубленке разозлен тем, что мобильники в Белостоке стоят так же, как и на родине, даже с учетом налогов. Ему нужен Samsung Galaxy mini, а здесь он оценен почти в $500. Вместо телефона белорус решает взять кофеварку DeLonghi — вон ту, с сочной скидкой в 100 злотых. По сравнению с Минском будет дешевле долларов на 60—70.
— Телевизоры, чайники, пылесосы — белорусы все это берут на ура в любое время года, — рассказывает нам консультант. — Перед Новым годом особым спросом пользуются кофе-машины. Даже не знаю, почему.
Видимо, пылесос в качестве подарка у наших людей уже не котируется, думаем мы. И отправляемся дальше.
Торговый центр Auchan. Пытаясь завлечь еще больше белорусов, с 1 декабря здесь возвращают полный VAT. Возле инфоцентра — вереница соотечественников, мы узнаем их по синим паспортам. Любопытно, кто что купил?
Вот бабушка с трудом держит корзинку, в которой четыре упаковки Pampers Premium Care по 36 злотых (около $12, у нас в два раза дороже), а также 10 рулонов мягкой акционной туалетной бумаги.
— Меня внуки отправили за подгузниками, а сами поехали на рынок, чтобы времени много не тратить, — рассказывает пенсионерка. — Мы сами из Гродненской области, каждый месяц ездим.
Вот молодой человек в синих спортивных штанах, кроссовках Nike, залихватски сдвинул шапку на левое ухо. При нем здоровенная ашановская коляска, оттуда едва не сыплется добыча, приходится удерживать ее руками. С десяток, никак не меньше, бутылок Jack Daniel’s (по $25), арсенал «Метаксы», коробки с конфетами, мясорубка, кроссовки и даже корзина из соломы. Хотим поинтересоваться, как это лихой товарищ планирует протащить столько алкоголя через границу, но не рискуем. Слишком уж угрожающе этот «вестник девальвации» смотрит по сторонам.
А вот и молодая парочка, парень с девушкой.
— Минск, улица Притыцкого, — диктуют они адрес полячке, оформляющей декларацию на возврат НДС.
— Что, выгодно ездить в Белосток из Минска? Далековато все-таки, — интересуемся.
— Мы нечасто ездим. Вот сейчас и еще в январе будем, пока скидки идут. Миллион с копейками на бензин и страховку уходит, еду берем с собой, стараемся обойтись без ночевки. Конечно, выгодно! Пока не запретили.
О пошлине, которую собирались ввести для шоп-туристов, в очередях уже, впрочем, почти не говорят. Пронесло.
Движемся по стандартному для белоруса маршруту. Микроавтобусы с белорусскими номерами на парковке Galeria Biała, кажется, вот-вот лопнут от напряжения. Сумками и баулами они забиты под самую крышу. Люди пытаются втиснуть туда еще, и еще, и еще. Пожилая дама тужится, упирается ногами в асфальт.
— Думаю, может, на Песчатку рвануть?
— Давай на Бобровники, там надежнее…
Это переговариваются водители. Скоро им выдвигаться в путь.
Скидочная пора в Белостоке только начинается. Поволновавшись после заявлений президента Лукашенко, улыбнувшись куцей альтернативе минской торговли, белорусы опоясались, достали из кубышек заработанное, готовы и дальше безжалостно вывозить валюту за рубеж. Государство пока не придумало, как их остановить. Задачка на несколько миллиардов долларов (столько денег, по официальным данным, вывезли в ЕС пенсионерка из Гродно, парень с шапкой набекрень да мы с вами) решения не имеет.
Представители польского ТЦ: каждый белорус оставляет у нас около $500
О белорусских покупателях, среднем чеке и скидках Onliner.by поговорил с представительницей торгового комплекса Atrium Biała Мартой Адамчук.
— В Беларуси говорят, что торговые центры Белостока процветают исключительно благодаря покупателям из Гродно, Бреста, Минска. Реально ли посчитать, сколько белорусов посещает вас каждый день?
— Не могу сказать за другие ТЦ, но Atrium Biała действительно очень популярен среди белорусских покупателей. Мы видим это на протяжении многих лет. Большинство белорусов приезжает к нам на «большой шопинг» во время выходных. Как правило, первым делом все посещают гипермаркет Real и магазин бытовой электроники Media Markt. Также среди ваших граждан востребованы магазин косметики Sephora, магазин детских товаров Smyk, магазины обуви Gino Rossi, Deichmann. И, разумеется, Н&М.
Что касается товаров, то наибольшим спросом пользуется электроника, здесь она в два раза дешевле, чем у вас. Еда, одежда, обувь, конечно, также дешевле.
— В Беларуси говорят, что в Белостоке наши люди оставляют очень большие деньги. По словам президента, в Польшу и Литву вывезены едва ли миллиарды долларов. Возможно ли назвать среднюю величину чека?
— В среднем каждый белорус тратит у нас около 1500 злотых (приблизительно $500). Это, конечно, много.
— Больше, чем тратят поляки?
— Давайте не будем забывать, что покупатели из вашей страны не приходят к нам для шопинга каждый день. А когда приезжают, то закупают сразу помногу, причем всякого разнообразного товара — про запас. В том числе и очень специфические вещи вроде мультимедийного оборудования.
— Такое ощущение, что за белорусского покупателя в соседних странах сейчас идет борьба. В Минске, к примеру, можно встреть рекламу «Акрополиса», других литовских ТЦ. Торговые центры из Польши пока в рекламе отстают…
— Почему отстаем? Мы проводим рекламные мероприятия, направленные на привлечение клиентов из Беларуси, как и некоторые наши арендаторы. Реклама есть и в прессе, и в интернете, и на пограничных переходах. В том числе информация о нас распространяется в Гродно и Бресте. Белорусские покупатели для нас важны, глупо было бы отрицать это.
— В Белостоке несколько крупных торговых центров. Конкуренция помогает работать?
— Мы рады, что в регионе у нас прочные позиции. Конкурировать можно, только предлагая покупателю целый комплекс качественных услуг. У нас около 100 магазинов и сервисов, включая гипермаркет, большой магазин бытовой электроники. Есть широкий выбор одежды и развлечений, многозальный кинотеатр. Все находится под одной крышей. Есть и практические преимущества. К примеру, мы открыли большую стоянку для автобусов. Клиенты это уже оценили.
— Белорусы едут в Белосток за доступными ценами на популярные бренды, которых у нас в стране нет. Как вам удается привлекать известные торговые марки?
— Все дело в положении, которое торговый центр занимает на рынке. У нас оно прочное. Atrium European Real Estate, которому принадлежит Atrium Biała, управляет 22 торговыми центрами по всей Польше. Поэтому у арендаторов к нам интерес очень большой. Получаем многочисленные запросы относительно аренды площадей, даже проходов.
— Зимой тысячи наших граждан направляются в Польшу за скидками. Что вы сможете им предложить?
— Многие наши магазины уже сейчас организовывают рождественские акции и сезонные скидки. А после Рождества большинство магазинов начнут распродажи своих осенне-зимних коллекций. Это традиция. Распродажи продолжатся в течение всего января. Скидки могут доходить до 70% от стоимости товара.
— Для белорусов это в диковинку. Наши магазины редко когда могут скинуть больше 15—20%. Установка на скидки — это политика торгового центра?
— Решение о том, насколько большую скидку предоставить, зависит от ценовой политики, проводимой той или иной торговой сетью. Каждый магазин решает самостоятельно, когда стоит вводить дисконт, нужен ли он. Перед рождественскими праздниками покупатели обычно устраивают большой шопинг, покупая подарки, товары, которые нужны для подготовки к Рождеству. Скидки — тоже своего рода стимул, чтобы клиент вернулся и купил еще больше. А вот сезонные распродажи, как правило, проводятся в январе. Тут все просто. Магазины продают вещи, которые у них в наличии, чтобы освободить место для новых, весенних коллекций.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by