Люди старшего поколения являются регулярными посетителями всех выставок, проходящих в Минске: банковских, продовольственных, энергетических… Конечно, они не могли пройти мимо выставки, организованной специально для них. Уже в фойе выставочного комплекса в глаза бросается характерная черта толпы, состоящей из белорусских «50+»: отсутствие ярких цветов, обязательное ношение головного убора и решительность в действиях. Прожившие большую часть жизни и не раз обманутые люди отвыкли требовать невозможного, но до последней капли выберут то, что им положено в рамках очередной краткосрочной кампании.
Взять быка за рога посетителю выставки предлагают сразу: недалеко от входа разместились предприниматели. Вообще говоря, предпринимателей пенсионеры традиционно не очень любят, но в данном случае речь идет о здоровье. Самый большой интерес вызывает массажер для ног.
«Чувствуете облегчение? Все болезни идут через ноги», — убеждает очередного «испытателя» тренажера продавец. Цена прибора — около 1,5 млн рублей.
Традиционно большие очереди собирают продукты питания. В отличие от «Продэкспо», они не предлагают халявы, и их в принципе не много: «Коммунарка», «Минский мясокомбинат», «Слодыч»… Зато торгуют по ценам фирменных магазинов — с минимальной наценкой. Скидка небольшая, но традиционно приятная для покупателей.
Приятным мужскому глазу «50+» стала бы «мобильная» парикмахерская. Сеть «Восход» на своем стенде оборудовала несколько мест для стрижки и маникюра.
«Бесплатно здесь стригут или что?» — спросила у меня постоянная с виду посетительница выставок.
Боюсь, это вызвало бы давку, поскольку даже цена в 50 тыс. рублей выстроила очередь.
«В основном женщинам делаем прически на основе тех, которых были популярны в 1970—1980-х годах: каре, боб, гарсон», — рассказала менеджер сети парикмахерских.
Внимание привлек стенд с валенками. Посмотрев на цены, я поймал себя на мысли, что упустил момент, когда валенки из демократичного сегмента переместились выше. 700 тыс. за валенки — это слишком мало для эпатажного модника, но многовато для пенсионера.
«Валенки ручной работы, дороже, чем фабричные, но лучшего качества», — убедила продавец. Толкущиеся рядом бабушки выбирают короткие валенки-тапки. Они и подешевле, и в квартире можно носить.
Нашлось на выставке место и банкам: «Белагропромбанк» и «Приорбанк» предлагают переводить пенсии на их карточки. Для многих представителей аудитории пластиковые карточки продолжают оставаться terra incognita: «То есть вы хотите, чтобы я переводила пенсию и забирала через ваш банк?» — уточняла женщина. «Нет, мы будем переводить ее вам на карточку. И 24% годовых на остаток начисляется», — убеждал банк.
Клубы по интересам привлекают внимание пенсионеров. «10 тыс. книжонка! Рад этому и взрослый, и мальчонка!». Но, к сожалению, предлагаемые взрослым людям, они остаются весьма однообразными: вязание, вырезание, шитье и прочие традиционные дела, которыми можно было заниматься давным-давно, при свете лучины или свечи.
Фразы типа «На нашем сайте вы можете посмотреть полный каталог изделий» тонут в непонимающих глазах аудитории. Стареть в Беларуси по-прежнему скучно.
Отдельный блок на выставке был посвящен медицинскому обслуживанию: посетитель выставки может получить консультацию кардиолога, психолога, окулиста — можно почувствовать себя в поликлинике. Похоже, самая большая очередь выстроилась в центр «Оптимед». Здесь предлагают померять глазное давление и определить остроту зрения. За пару часов из 160 человек проблемы со зрением обнаружились лишь у 5. Это объясняет то, почему взрослые люди так четко видят недостатки «современной молодежи».
Посетитель выставки заметит, что вокруг него… почти нет мужчин. По статистике, мужчины «за пятьдесят» существуют и, по сравнению с женщинами, массово сдают после семидесяти, поэтому куда они делись?
«Не так выставку назвали, — подсказала женщина в очереди. — Надо было „По 50“».
Выставка будет работать до 15 декабря.