О том, что нужно для успеха в бизнесе, и о личном отношении к деньгам «Минский курьер» поговорил с известным белорусским бизнесменом Олегом Хусаеновым, председателем совета директоров холдинга «Атлант-М». Олег — один из крупнейших бизнесменов в нашей стране. В 1991 году он основал «Атлант-М». В 2011-м создал компанию «Зубр Капитал». Под ее управлением сегодня находятся три портфельные компании: «Атлант Консалт», «МТБанк» и «Атлант-Телеком».
— На ваш взгляд, популярно ли предпринимательство в нашей стране?
— Не популярно и не популяризируемо, к сожалению. Но в этом есть некоторые плюсы. Для нынешних предпринимателей, к примеру, это хорошее время, которое можно использовать, пока конкуренты еще дремлют, чтобы создать свой бизнес. Сейчас вы занимаетесь немодным делом, а потом, когда на него появится спрос, у вас уже все есть.
— Что, помимо команды и капитала, необходимо начинающему бизнесмену?
— У него должна была четкая стратегия, этакий формализованный документ, в котором прописано, куда будет двигаться фирма в ближайшие пять лет, или хотя бы ее видение. Мой опыт показывает, что отсутствие таких планов приводит к большим потерям.
Когда-то мне казалось, что на смену «Жигулям», «Москвичам» и «Волгам» придут недорогие китайские автомобили. Мы начали заниматься их поставками. Потратили уйму денег, чтобы создать дистрибьюторские компании в России, Беларуси и Украине. Когда поняли, что такой бизнес с китайцами невозможен, вынуждены были закрыть это направление, наши убытки составили $8 млн. Одна консалтинговая фирма, работавшая с «Атлант-М» над стратегией, доказала, что китайские автомобили в принципе не могли завоевать более 5% рынка. Если бы мне это сказали раньше, я бы прилично сэкономил.
Приведу еще пример, связанный с «Атлант-Телекомом», когда стратегия заранее помогла избежать ошибок. Четыре года назад всем казалось, что самая перспективная технология предоставления доступа в интернет — ADSL. Оказалось, что для нас это проигрышный вариант. Мы начали строить оптоволоконные линии. Сейчас «Атлант-Телеком» — провайдер номер один по Ethernet-технологии, предоставляя доступ в интернет на скорости 100 Мбит/с.
— Что заставляло вас делать очередной шаг в бизнесе? Какая у вас следующая большая цель?
— Обыкновенное человеческое честолюбие. Это сейчас, спустя 23 года, я обладаю знаниями в области бизнеса, а когда начинал, ничего не знал. Моя внутренняя уверенность, убеждение — то, к чему стремлюсь, не брошу и доведу до конца, — привели к результату. Кроме того, постоянно учусь, никогда не останавливаюсь и не говорю, что уже все познал. Жизнь предпринимателя — как на эскалаторе. Только остановишься — он тебя обязательно свезет вниз.
Что касается моих следующих целей — хочу, чтобы портфель компании «Зубр Капитал» составлял $1 млрд. Не выручка, а капитал.
— Вы охотно рассказываете о том, как построили свой бизнес. Не боитесь делиться секретами?
— Нет. По одной простой причине. Только 5% попробуют повторить и только у 1% что-то получится. К тому же мы всегда развиваемся, и пока кто-то пройдет наш путь, мы уже уйдем вперед. Догонять всегда сложнее. Я и других призываю делиться опытом. К тому же это хороший вариант продвижения своего бренда.
— Труднее заработать первый миллион или второй?
— Не помню, когда заработал свой первый миллион, второй и даже десятый. Когда начинал бизнес, не ставил себе цели обогатиться. И сейчас не считаю, сколько заработал. Мне интересно само дело. И уверен, что деньги неизбежно вслед за этим придут.
— На что вам жалко потратить большую сумму денег, а на что — нет?
— Мне не жаль тратить на обучение своих детей. Жалко — на тряпки. Но жена напоминает, что я должен одеваться соответственно статусу. На дорогую машину — жалко. 20 лет продавал автомобили и утилитарно к ним отношусь. Как только машина выехала за ворота автоцентра, она сразу упала в цене на 30%. Мне жалко терять эти 30%. Моему Volkswagen Phaeton скоро 12 лет. Словом, на инвестиции потратиться не жаль, а на остальное…
— Приходилось ли вам в бизнесе пользоваться женским советом?
— Да, конечно. Я считаю, что в команде обязательно должны быть женщины — три. Одна — плохо: все внимание ей; две — тоже: они между собой будут конкурировать. Вот в «Зубр Капитале» у меня три сотрудницы — Антонина, Татьяна и Ольга.
— А в семье у вас кто главный? Вы или жена?
— В семье генеральный директор — супруга. Это у нее оплачиваемая должность. Мы договорились, сколько идет на бюджет семьи, на ее личные расходы, которые я никак не контролирую. И, на мой взгляд, она уже 12 лет с этой функцией великолепно справляется, полностью полагаюсь на нее. Я акционер и инвестор семьи.