Сотрудник белорусской компании: проверили на «детекторе лжи» отдел продаж — пришлось всех уволить

 
5161
15 ноября 2013 в 18:54
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев

Проверять сотрудников на «детекторе лжи» становится все более модным среди работодателей. Очень многие российские компании уже не обходятся без подобного теста. Вслед за ними идут и белорусские фирмы. «Проверка одного человека стоит около $100», — озвучил цены руководитель московской Школы детекции лжи Валерий Коровин на бизнес-конференции в Минске.

«В России в частном бизнесе популярны два вида тестирования на полиграфе — так называемом „детекторе лжи“. Это служебные расследования и скрининг кандидатов на работу, работающего персонала, — рассказал Валерий Коровин. — Около 15—20% человек с помощью полиграфа отсеиваются. Это те люди, у которых есть скрытые судимости, купленные дипломы, зависимость от наркотиков».

По словам руководителя Школы детекции лжи, обычно кандидатов проверяют по стандартным пунктам. Но бывает, что руководители частных фирм обращаются к полиграфологам со специфическими просьбами. «Один мой заказчик сказал: „Я не хочу, чтобы у меня в компании работали гомосексуалисты. Можешь их выявить?“ Я ответил: „Давай попробуем“», — вспоминает московский специалист.

Среди своих корпоративных клиентов Валерий Коровин назвал Forest Club, «Банк Москвы», «Бинбанк», «Детский мир». А вообще, по его словам, все крупные компании либо имеют в штате собственного полиграфолога, либо платят за услуги специальным фирмам, которые проводят тесты на «детекторе лжи».

«Среди наших клиентов есть одна ювелирная компания, которая вообще не берет ни одного нового сотрудника без проверки на полиграфе. Присылают по одному-двух кандидатов чуть ли не каждый день. Отбор идет очень существенный. Потому что был такой случай, когда милая девчушка-кассир, внешне совершенно благообразная, умная, грамотная — не придерешься, — пришла к нам на проверку, и оказалось, что у нее было уголовное прошлое, она была связана с торговлей наркотиками. А в предыдущих местах работы, тоже ювелирных магазинах, она воровала драгоценности и брала деньги из кассы», — рассказал Валерий Коровин.

«Проверка на полиграфе в России в среднем стоит от $80 до 120. Цена колеблется в зависимости от той должности, на которую претендует человек. Топы, конечно, стоят дороже», — отметил московский специалист.

«На белорусском рынке эта услуга стоит от $100, супружеская верность — от $150, — сообщил эксперт-полиграфолог, сотрудник ООО „Лаборатория Архипова“ Игорь Архипов. — К сожалению, мы не можем сообщить названия компаний, которые пользуются нашими услугами, потому что строго соблюдаем конфиденциальность».

Начальник службы безопасности белорусской компании, который пожелал не называть своего работодателя, рассказал, что у них проверка на полиграфе прописана в контракте при приеме на работу: «После тестов на „детекторе лжи“ мы полностью поменяли отдел продаж. Оказалось, что все работали на откаты. Каждый год тестируем еще и членов комиссии, которые работают на тендерных закупках. Или вот еще такой был случай. Пришла женщина устраиваться на работу, я проверил ее на судимости по базам данных — чисто. Но ее речь выдавала человека, который побывал в тюрьме. Мы проверили ее на „детекторе лжи“, и оказалось, что у нее действительно была судимость, но она сумела удалить ее из баз данных. В другой раз мы применяли полиграф к сотруднику, которого заподозрили в увлечении наркотиками. Выяснилось, что он имел дело с ними, когда работал хирургом, — но лишь в качестве лекарства для пациентов. Это позволило оправдать человека, оставить его в компании, и он успешно работает по сей день».

Корреспонденты Onliner.by вызвались добровольцами и испробовали «детектор лжи» на себе. Два датчика дыхания плотно защелкиваются на груди и животе, датчики движения крепятся в ногах, специальные «пластиночки» прикрепляют к пальцам... Увы, за время 7-минутного игрового теста невозможно сделать конкретных выводов. Чтобы профессионально узнать всю подноготную человека, полиграфологу нужно хотя бы два часа. Проведя именно столько времени с клиентом, эксперт с 98-процентной уверенностью сможет сказать, лжет человек или нет. Хотя, как любят говорить полиграфологи, «что бы вам ни говорили, вам говорят не всю правду».