В рамках совместного проекта со странами СНГ белорусские ученые с помощью сейсмических взрывов провели изучение земной коры на глубине 30—50 км на отрезке Чернигов — Копыль. Это часть продолжительной работы по поиску углеводородов. Дальнейшее освоение потенциальных полезных ископаемых — дело будущего, когда появятся технологии, позволяющие добывать эти полезные ископаемые на таких глубинах.
— В Беларуси есть то, о чем мы все давно знаем, — калийные соли например, но есть и проявления нетрадиционных полезных ископаемых. А именно предпосылки выявления месторождений алюминиевого сырья, нетрадиционных углеводородов, о которых сегодня говорит весь мир, — сланцевых нефти и газа, — рассказал в интервью «Рэспублiке» начальник Управления по геологии Минприроды Владимир Варакса.
По словам специалиста, потенциал Беларуси оценивался еще во времена СССР. Тогда подходы и технологии были другие. Не было смысла на больших глубинах искать бедные месторождения рудных полезных ископаемых, если более богатые были разведаны в других регионах. Поэтому многие перспективные территории Беларуси были пропущены и на время забыты. Но такова ситуация во всех странах мира: что-то используется сегодня, что-то кладется в копилку на будущее, когда изменятся глубина бурения, точность измерений и т. д. Переоценка происходит каждые 25—30 лет.
— Недра Беларуси то и дело преподносят сюрпризы специалистам: то открыто новое перспективное нефтяное месторождение, а то есть предпосылки обнаружения белорусских алмазов…
— Вопрос поисков месторождений алмазов — кропотливый и долгий, требующий значительных финансовых вложений. В конце 1990-х было время, когда работы по поиску трубок взрыва — потенциальных месторождений алмазов — шли более интенсивно. Хочу уточнить: не все трубки взрыва являются алмазоносными. По международной статистике, это лишь одна трубка из 110. В Беларуси пока найдено 33 трубки взрыва, в восьми обнаружены редкие мелкие алмазы, но ни одна из трубок не представляет промышленной ценности, — констатирует Владимир Варакса. — На этом из-за нехватки финансовых средств мы пока остановились. Сейчас ведутся опережающие работы. Последние два года в рамках государственной программы за счет средств бюджета на перспективных территориях мы ведем аэромагнитную съемку, выявляя участки, где могут быть новые трубки. Возможно, впоследствии к этой работе можно будет привлечь инвесторов.