Белорусский программист предвидит падение заработков в IT-сфере: нам нужны не просто кодеры, а высококвалифицированные специалисты

 
1788
01 ноября 2013 в 13:50

Согласно данным Национального статистического комитета, зарплата программистов в Беларуси превысила 12,7 млн рублей. От чего зависят высокие заработки айтишников, и долго ли будет продолжаться их обеспеченная жизнь? Об этом на страницах «СБ» размышляет программист Иван Сюльжин.

В то время как среднюю зарплату по стране принято сравнивать со средней температурой по больнице, доходы в IT-сфере распределены более равномерно. Если вывести медиану, которая разделяет всех программистов на две равные части (половина получает больше, половина — меньше), то выйдем практически на $1300 в эквиваленте. И это далеко не предел — нехватка кадров продолжает стимулировать рост денежной составляющей.

Ответ на вопрос, почему зарплаты программистов так выделяются на общем фоне, достаточно прост: они работают напрямую на западный рынок, где айтишники, как, впрочем, и другие представители инженерных специальностей, имеют примерно $30 в час. Современные технологии позволяют отдавать части программных продуктов, в основном требующие менее квалифицированного труда, из Европы или США в Беларусь, где можно платить $5 в час. Большинство IT-фирм живет на разницу между тем, что получает от заказчика, и тем, что отдает программистам. Когда сам продукт разрабатывается за границей, а у нас делаются только части для него. При этом все риски берет на себя заказчик. А у него немалые риски. Весомая доля разрабатываемого промышленного программного обеспечения, представьте себе, не находит своего клиента. Для многих первый покупатель является единственным. Крупная IT-компания может себе позволить такую работу «в стол». Один из десяти «выстреливших» проект многократно окупает затраты на девять неудачных. А рядовому исполнителю конкретной узкой задачи в такой ситуации гораздо спокойнее выполнять только ту работу, за которую гарантированно заплатят. Правда, в случае успеха и все сливки достаются иностранному работодателю. Все правильно. Ничего личного. Это глобальный бизнес. Но наш потребитель ПО зачастую вместо того, чтобы заказывать разработку программ под себя, ищет уже готовое решение. В котором нередко доля труда местных специалистов весьма изрядная.

Вот в этом, думаю, одна из причин того, что немалая часть продукции нашего IT-сектора — достаточно низкоквалифицированный кодинг. А он, понятно, перестанет оплачиваться высоко, как только производительность нынешнего поколения компьютеров достигнет потолка. Это может произойти очень скоро. Уже в ближайшие 5—10 лет. Но до этого момента любой человек, способный написать несколько строчек рабочего кода, может рассчитывать на востребованность. Однако и здесь не все так просто. Растет конкуренция с менее развитыми странами, например, Южной Азии. Несмотря на то, что словосочетание «индусский код» в айтишных кругах давно стало нарицательным и означает любую некорректную работу, уровень квалификации конкурентов все же заметно растет. А их «потребительская корзина» по определению дешевле, чем в средней полосе Европы. Кто выиграет соревнование по цене услуги?

Какой выход? В Беларуси с советских времен сохранилась очень сильная система фундаментального технического образования. Она вполне может стать главным козырем, если государство будет ее поддерживать и не даст упасть качеству подготовки специалистов. У нас есть все условия для развития наукоемкого программирования — той части отрасли, для которой требуется серьезная математическая база, знание физики, экономики или другой области применения получившегося программного продукта. Спрос на таких специалистов пока что находится в зачаточном состоянии, но обязательно будет расти по мере того, как специализированное программное обеспечение начнет проникать во все сферы жизни человека и, увы, вытеснять простых кодировщиков. А вот для высококвалифицированного программиста его профессия — долгоиграющая. Тут можно даже не сомневаться.

/ Теги: IT