Изнутри: как устроена IKEA в Вильнюсе и что там покупают белорусы

 
38 228
16 октября 2013 в 12:25
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Два месяца назад соседи из Литвы невольно забили в черный ящик белорусской экономики еще один маленький гвоздик. В маршрутах многочисленных шоп-туров, которые организуют в Вильнюс, добавилась новая остановка — мебельный магазин. IKEA в Литве открывалась с помпой, церемонию посетила даже госпожа президент, а следом за ней к шведскому «мебельмаркету» потянулись вереницы автомобилей с белорусскими номерами. Зачем они туда едут, почему вывозят из страны валюту? Об этом, а также о модных тенденциях в оформлении интерьеров, концепции известного бренда, дешевых хот-догах и коврах на стене читайте в нашем материале.

Договориться на интервью с менеджером крупного литовского торгового центра гораздо проще, чем дозвониться до директора Копыльского райпо. У служебного входа нас встречает молодой человек в униформе. Мы думаем, что это посыльный или какой-нибудь секретарь, но оказывается — Мариус Мартинайтис собственной персоной.

Во время экскурсии по магазину менеджер IKEA будет много рассказывать про демократизм и семейную обстановку, которую нужно создать в ТЦ, чтобы он стал успешным. Именно в этом, неоднократно повторит Мариус, и заключается сущность торговли: нужно дать возможность людям тратить деньги с удовольствием!

Про историю с орешками, гнилые бананы и прочие минские торговые блокбастеры он, счастливец, не слышал.

Крупный мебельный ТЦ в Вильнюсе построила исландская компания по договору франчайзингa с IKEA. В мире под шведским брендом работают сотни торговых объектов, все они устроены примерно одинаково. Магазин в Вильнюсе не исключение: каждый покупатель, получив на входе фирменную сумку, будет вынужден пройти через все залы и зоны, прихватив по дороге какой-нибудь товар. Хотя бы туалетный ершик, ароматизированную свечу или скалку.

— Как долго Вильнюс ждал открытия IKEA?

— Открытие нового магазина — это продуманный до мелочей, отлично организованный процесс. Ты создаешь команду, а потом просто следуешь плану. Я не скажу, что это было очень просто и легко. Исследования рынка начались еще 6—8 лет назад, а непосредственные работы — в 2011-м, — отвечает менеджер на наш вопрос.

Берем карандаши, бумагу, которые будут нужны, чтобы записать артикул товара, и идем вместе с Мариусом в зал. «Концепция IKEA универсальна, но в то же время вы не найдете двух абсолютно идентичных магазинов даже в пределах одного города, — рассказывает он. — Это зависит от площади, от рынка, на котором ты работаешь. Нельзя взять и скопировать магазин в Швеции, открыть такой же в Вильнюсе. Покупатели вас не поймут. К примеру, если мы возьмем кухни, то в Швеции они в среднем занимают 15—18 квадратных метров, тогда как в нашей стране, да и в Беларуси, это 6—8 „квадратов“. Конечно, мы должны продавать здесь именно такие, небольшие кухни».

Сравнивать цены в польском, московском и литовском ТЦ Мариус не захотел, но заметил: «На каждом рынке IKEA ставит перед собой цель — продавать товары по самым низким ценам. Я могу гарантировать, что у нас самые низкие цены в Литве. Что касается сравнения, то это обычная практика, когда в магазинах разных стран что-то стоит дороже, что-то дешевле. Это бизнес».

«К слову, мы всегда поясняем, откуда берутся наши низкие цены, — добавляет Мариус. — Здесь и удобство транспортировки, ведь мы продаем мебель в сборе, упакованную в плоские коробки. Вам достаточно просто положить их себе в машину, отвезти домой, не заказывая грузовик. Важный момент — не нужно нанимать специалиста, который после мебель соберет. Это вполне можно сделать самостоятельно, даже если у тебя нет опыта. Мы стараемся сделать наши инструкции максимально доступными».

* * *

На входе в магазин расположена детская комната. По выходным, говорит Мариус, она набита битком.

Экспозиция новинок: как правило, ассортимент в IKEA меняется до четырех раз в год.

«В нашем магазине мы моделируем интерьеры реальных комнат — таких, в которых и живет абсолютное большинство литовцев, — продолжает рассказ Мариус. — До открытия мы обошли около 40 домов, чтобы узнать, какие у горожан мечты. Очень важно показать сразу и реальность, и мечту, чтобы человек увидел, к чему ему нужно стремиться. Ведь даже небольшие квартиры, актуальные и для Вильнюса, и для Минска, можно отлично приспособить для жизни. В этом году IKEA разрабатывает концепцию пространства, в котором живут взрослые и дети. Мы показываем, что даже в небольшой гостиной можно создать комфортные условия для ребенка, поставив, к примеру, небольшой столик, правильно разложив игрушки».

Модели балконов: так их можно обустроить по мнению дизайнеров IKEA.

«Многие покупатели просто сидят подолгу на стульях на этом балкончике, отдыхают. Мы только рады», — замечает менеджер.

Один из самых продаваемых компактных диванов-трансформеров в классическом исполнении.

«Литовцы, как и белорусы, — весьма консервативные люди, — считает Мартинайтис. — Они предпочитают классические цвета — темные, бежевые. Если говорить о трендах, то по-прежнему популярна мебель, в которой много белого и черного, востребованы решения, в которых эти цвета скомбинированы».

Хит продаж: за первые две недели здесь продали столько полок-перегородок, сколько планировали реализовать за год.

Мы тем временем подходим к залу кухонь. «Мы были одной из первых стран, которые начали продавать новую кухню „Метод“, — рассказывает менеджер. — Это что-то вроде революции, ведь, выбирая элементы по частям, можно собрать кухню любого размера. Опять-таки, вы вполне можете сделать это сами, не переплачивая сборщикам».

Особой революции, признаемся, мы не заметили, но, вероятно, просто смотрели не с того угла.

— Есть мнение, что мебель от IKEA — это что-то вроде поп-музыки: она везде и всюду, ее слишком много, — провоцируем мы Мариуса на откровения.

— Я с этим не соглашусь, хотя все, наверное, зависит от рынка, — отвечает он.

Нам показывают еще один бестселлер — стенные шкафы.

«Вы запросто можете сформировать шкаф вашей мечты, выбрав размер и цвет. А если шкаф вам не нужен, то можете просто приобрести несколько коробок-корзин для хранения вещей — их тоже расхватывают на ура», — говорит собеседник.

При помощи терминала можно бесплатно оформить скидочную карточку магазина. Карты из московской IKEA, к слову, здесь не действуют — придется заказывать новую.

Ресторан, где подают знаменитые фрикадельки и прочую шведскую еду. Еще в IKEA есть закусочная, где можно купить самый дешевый в Вильнюсе хот-дог — всего за 1 лит. За хот-догами стоят очереди, что еще раз показывает сходство белорусов и литовцев.

* * *

— Wi-Fi у нас, разумеется, бесплатный, это абсолютно нормальная для современного торгового центра вещь, — заявляет наш экскурсовод.

— Ну это для вас нормальная, — уточняем мы. — Не для Беларуси.

Про нашу страну менеджер вильнюсской IKEA, к слову, знает не понаслышке. В Минске он некоторое время жил.

— Работал в компании, которая координирует деятельность местных поставщиков, выпускающих товары для IKEA. Минск мне понравился, это очень чистый город. Экстрачистый, я бы сказал. У вас дружелюбные люди, много охранников — значит, безопасно. Я жил в обычной минской квартире, бывал в гостях у приятелей, поэтому могу сказать, что особых отличий в плане быта, интерьеров между нашими странами нет. Есть люди, живущие в современных апартаментах, но большинство, как и в Литве, живут в «блоках» с мебелью, выпущенной 20—25 лет назад.

— Белорусскую мебель вы видели? Как она вам?

— Я видел, но не могу точно сказать, белорусская она или импортная, — тактичен Мариус.

Мы показываем ему на фото современные варианты интерьеров от белорусского флагмана — «Пинскдрева».

— Ух! Шикарно! Классика! Роскошь, золото! Очень элитно, да! — комментирует Мариус. — А это что, комната для принца? А это для принцессы? На самом деле если у вас нормальный большой дом, то одна-две вещи из классической мебели могут хорошо туда вписаться. Я не против подобного стиля, но мы здесь такое не продаем.

Тем временем наша экскурсия подходит к концу. Проходим через зону ковров, менеджер говорит, что во многих литовских квартирах, как и в минских, их еще вешают на стену.

— It’s very special, — смеется он.

* * *

Пока в IKEA нет банка — только банкомат. Обменник откроется в течение месяца. Оформить Tax Free физлица могут только через систему Global Blue. Декларации здесь не выписывают, хотя говорят, что «работают над этим».

«Белорусских покупателей достаточно много, — рассказывает нам консультант, оформляющий бланки по возврату НДС. — Вот недавно пришли с километровым чеком на сумму более $3000. Но берут в основном небольшие вещи, которые можно перевезти через границу, не уплачивая дополнительных пошлин. Популярны, я заметил, кухонные стулья и столы».

К слову, в Беларуси уже появилось немало посредников, готовых доставить мебель из IKEA. «Цена у нас договорная — зависит от того, что заказываешь, — рассказал один из них, Алексей. — Заказчиков достаточно много, в основном просят привезти тумбочки и комоды. А если бы не было границы, заказывали бы все подряд. IKEA для наших людей — это модно».

— «Акрополис», «Озас» уже ведут в Беларуси рекламную компанию. Может, и вы будете рекламировать свой ТЦ в Минске? — интересуемся мы у Мариуса.

— У нас несколько другой подход к бизнесу. IKEA в Литве работает для местного рынка. Все, что мы делаем, делаем для Литвы. Но если люди приезжают к нам из Беларуси, не боясь расстояний и границы, это круто. Мы будет относиться к ним как к добрым гостям.

— Как думаете, откроется ли когда-нибудь IKEA в Минске? — не можем удержаться от вопроса.

— Я не могу комментировать такие вещи, — откровенен Мариус. — В свое время какие-то инвестиции уже были сделаны. В каком статусе находятся переговоры сейчас, я не знаю. Но, предположу, через несколько лет вполне что-то может быть. В вашей стране много производителей мебели, а между российским рынком, на котором компания работает, и белорусским, больших отличий нет.

Почему у IKEA пока не сложилось в нашей стране, догадаться несложно: мощный конкурент может недомодернизированную белорусскую мебельную промышленность положить на лопатки…

* * *

…На парковке у IKEA двое грузят пакеты в машину. Старенький Passat, минские номера — наши люди! Из пакетов торчат кухонные лопатки, пара туалетных ершиков, пластиковые формы и прочая элементарная мелочевка, которую белорусские предприятия выпустить не могут, как бы ни тужилась. А если и выпустят, то кто их будет брать?..

Затем в багажник грузят стул. Через пару часов, выстояв очередь на границе, уставший белорус, вывезший из страны валюту, водрузит стул-обновку на видное место в квартире в Сухарево или Малиновке. Сядет на него и почувствует немного Европы — хотя бы своей пятой точкой.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by