Сдавать банки и бутылки выгодно. Если сдаешь их сотнями

 
34 915
15 октября 2013 в 9:15

В советские времена сдача пустых бутылок и банок была чем-то вроде своеобразного законного бизнеса, в котором участвовали все: и школьники, и студенты, и интеллигенты, и рабочие, и пенсионеры. Неудивительно: одна сданная полулитровая бутылка из-под молока давала профит в три талончика на проезд. Технический прогресс, благодаря которому появилась одноразовая упаковка, фактически подписал стеклу жесткий приговор. Как результат один за другим начали закрываться пункты приема возвратной тары… Да вот только кому от этого стало лучше?

Во время отдыха у меня появилась идея провести в квартире своеобразную ревизию, чтобы освободить немного места на балконе, где за год накопилось много старых ненужных стеклянных банок и бутылок. Но просто так их выбрасывать не хотелось. Во-первых, многочисленные бигборды экологической направленности призывают к хранению природных ресурсов через сдачу вторичного сырья в приемные пункты. А во-вторых, на этом можно немного заработать. Деньги же лишними не бывают никогда. Однако дело оказалось непростым.

Дома после сезона закаток осталось около шестидесяти невостребованных пустых банок. И в первом же приемном пункте постигло разочарование. Рядом с окном приемщика висел большой лист бумаги с надписью жирными буквами: «Банки не принимаем. Вообще».

«Не так много нам сдают стеклотары, — говорит приемщик Алексей. — Наш обычный контингент вы видели на входе. Состоятельными этих людей назвать невозможно, они хватаются за любую копейку. А молодые люди вообще приезжают очень редко. Нет сейчас у людей большого финансового стимула сдавать стеклотару. В советское время вы получили бы за пять сданных литровых бутылок рубль, за который смогли бы приобрести 25 талончиков на троллейбус… А банки мы перестали принимать еще год назад. Невыгодно это…»

Действительно, где же взять тот финансовый стимул, когда за пять бутылок приемщик вручил мне аж… тысячу рублей. Неудивительно, что бутылки проще выбросить в контейнер, чем тянуть хрупкий груз на себе, получая за него какие-то копейки…

Еще сложнее с ненужными банками. Обив пороги четырех приемных пунктов, выяснил, что тару из-под фруктов готовы принять только в одной точке и только на бой. Если подъехать к упомянутому пункту на автобусе, то все равно потом надо пройти более километра с хрупким грузом в руках. Шаговой доступностью здесь и не пахнет: ну какой человек потащится в такую даль?

А теперь возьмем в руки калькулятор. За килограмм банок, сданных на стеклобой, пообещали 300 рублей. Если ехать на машине, то чтобы вернуть расходы на топливо и рассчитывать на премию, которой хватит граммов двести конфет, нужно сдать за раз… чуть ли не центнер тары. Пустая полулитровая банка весит примерно 250 граммов. Интересно, кто из нас имеет дома 300—400 ненужных емкостей?

Пенсионерка Анна Иванова — одна из немногих энтузиасток, она все же принесла с собой пустые стеклянные бутылки. Говорит, что они все из-под импортных напитков и поэтому их можно пустить только на бой.

«Десять штук накопилось. Две тысячи дадут. Ну хоть на четвертинку хлеба хватит, — подсчитывает старушка. — Раньше было иначе. Я помню, как моя дочь очень просто зарабатывала на мороженое: две сданные полулитровые бутылки из-под молока — одна порция».

Сдача стеклотары в Минске…

В белорусской столице работает девять заготовительных организаций, каждая из которых обладает собственной сетью приема.

«Сейчас в Минске тару берут 27 наших стационарных пунктов приема вторсырья и два передвижных, — говорит начальник экспериментального цеха вторичной продукции КУП по обращению с отходами „Экорес“ Эдуард Надиевский. — Всего же мы за год заготавливаем примерно 3,5 тыс. тонн боя: бутылки, банки и оконное стекло. Даже при существующих тарифах мы работаем в убыток. Поэтому платить более 400 рублей за килограмм стеклобоя не имеем возможности».

В советские времена сдачу стеклотары относительно облегчало то, что банки и бутылки выпускались по стандартам, единым для всего государства. Теперь же такой практики не существует, и поэтому многие иностранные предприятия перешли на выпуск продукции в эксклюзивной таре. Конечно, для маркетинга это ход хороший: специфические банки и бутылки выглядят необычно, и вероятность покупки возрастает. К этому надо добавить и голосование покупателей рублем — в гипермаркетах консервированные фрукты импортного происхождения стоят иногда дешевле отечественных. А вот везти пустые банки обратно в Россию или Украину, конечно, никто не будет. И в таком случае дорога емкостям одна — на бой. Однако снова «ловушка»: много ли людей согласятся тратить свое свободное время на поиск приемного пункта и доставку туда тары за несколько тысяч рублей?

По мнению специалистов, хорошим выходом из сложившейся ситуации могла бы стать возможность сдать пустую тару сразу в магазине. Это, например, успешно прижилось в Швеции и других странах Запада. Согласятся ли на это крупные торговые сети и простые мелкие магазины? Все-таки они нацелены на получение как можно большей прибыли. А как показывает практика, заготовительный бизнес значительной выгоды не приносит…

«Складывается парадоксальная ситуация: дешевле купить сырье для производства стеклотары с нуля, чем перерабатывать то, что уже имеем, притом что некоторые компоненты (например, кальцинированная сода) приобретаются в соседних странах за валюту. Мы же тратим на закупку стекла от населения и юридических лиц больше денег, чем после получаем, — продолжает Эдуард Надиевский. — Снижать нынешние расценки мы не можем, так как, следовательно, рискуем потерять и последних представителей бывшей армии сдатчиков вторсырья…»