Изнутри: репортаж из частного детского сада, за который родители платят 700 евро в месяц

 
21 494
27 сентября 2013 в 14:25
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев

С детскими садами в Минске (да и во всей стране) дела обстоят ох как непросто. Читатели Onliner.by не раз писали в редакцию о том, что группы переполнены, воспитатели получают нищенские зарплаты, а дети после похода в сад начинают вести себя только хуже. Тем не менее существует альтернатива государственной реальности. В Минске официально зарегистрированы шесть частных детских садов. Мы выбрали один из них, чтобы узнать, за что родители готовы платить 700 евро каждый месяц.

«Наш детский сад внешне — непрезентабельное советское строение — махровым прагматикам покажется убогим, — сразу огорошила директор частного сада „Давайте расти“ Светлана Кушлянская. — Но тогда возникает вопрос: почему люди вот уже 14 лет подряд отдают детей в наш сад? Потому что хороший детский сад — это тот, который занимается просвещением родителей, делает из них отменных экспертов в воспитании… Мне неизвестно такого случая, чтобы какой-либо красивый стульчик или стол сделал ребенка умнее. Я отношусь к своему саду не как к бизнесу, а как ко вкладу в педагогику. А педагогика — это очень разорительное дело. Проще купить новую мебель и несколько видеокамер, чем тратить каждый месяц деньги на гигантский штат и поддерживать уклад. Главное, что делает из ребенка человека и что его образовывает, — это уклад».

Действительно, детский сад, в который мы пришли, ничуть не поражает богатством или размахом интерьеров. На вид — обычный садик. Разве что с кодовым замком на двери. И припаркованной игрушечной машиной у входа.

Пока дети играют с воспитателями на улице, нам устраивают экскурсию по пустым комнатам. Начинаем с кухни.

«Санстанция предъявляет нам серьезные требования по меню. Два раза в год мы сдаем пробы по калорийности. Вообще, это обязаны делать все частные сады. Но, похоже, только одни мы этим и занимаемся, — рассказывает заместитель директора Елена Кравцова. — Кроме того, в один день не должно быть двух одинаковых блюд. У нас всегда в разнообразии ежедневные салаты, фрукты и соки. Это просто как отче наш. Еще санстанция требует обязательного выполнения молочных норм. Это значит, что нужно вместе с полдником или на ужин давать молочные продукты или кефир два раза в неделю. А раньше по нормам ребенок в саду должен был выпивать литр молока в день. Литр в день! Это же невозможно… Отличие нашего сада от государственного в том, что мы можем делать домашние закладки продуктов. Мы привозим не котлетное мясо, а настоящую вырезку и так далее. Наши родители взыскательны, знают, за что платят деньги. И никто не потерпит плохую еду. Но вместе с тем ни икры черной, ни красной, ни устриц, ни мидий у нас в меню нет, потому что они не проходят по технологическим картам для детей дошкольного возраста».

Сегодняшний обед выглядит довольно просто: натуральная куриная котлета, картофельное пюре, салат из перца, помидоров и капусты, суп с вермишелью на курином бульоне, зелень.

Всего в садике 55 воспитанников: 10 человек в ясельной группе (с одного года восьми месяцев до трех лет), 12 — в средней (от трех до четырех лет), 14 — в старшей (от четырех до пяти с половиной лет), 17 — в подготовительной (от пяти с половиной до семи лет). C маленькими подопечными занимаются 16 воспитателей и 12 предметников. Зарплата у них выше, чем у коллег, работающих на государство, — от 4 млн до 7,5 млн. Еще 10 человек в штате — это обслуживающий персонал.

Раньше, говорит замдиректора, детей в саду было куда больше. Но с каждым годом доходы родителей заметно падают, и тех, кто может позволить себе платить 35 евро в день (то есть 700 в месяц) за своего ребенка, находится не так много.

«В стране трудности. Наши родители стали не такими обеспеченными, как раньше. Тем не менее это не останавливает грамотных родителей. Есть семьи, которые отдают последнее, чтобы ходить в наш сад. Потому что они знают: если вложат в дошкольника, дальше проблем не будет… 700—750 евро — это реальная стоимость содержания. Сюда входит все: аренда, налоги, коммунальные платежи, питание, зарплата воспитателям… Мы учитываем жизненные контексты семьи и, случается, идем им навстречу, предоставляя скидки», — заверила Елена Кравцова.

«Наше главное отличие — это не внешний лоск и что-то там неимоверное, а внутреннее содержание. Родители приводят к нам вторых, третьих и даже четвертых детей. Это самый лучший показатель. У нас занимаются даже дети иностранцев. Например, голландский футболист привел к нам двух своих сыновей и остался просто в восторге. Я общалась с ним и его женой через переводчика. Их дети начинают понимать наш язык. Пепи пришел, когда ему было восемь месяцев, сейчас ему десять. За это время он стал ходить. А Маас вообще уже понимает русскую речь. Они очень быстро схватывают. Сын Лу́ка гордится своим отцом хорватом-гандболистом. Посольские дети французов, латышей, израильтян ходят к нам по мере надобности», — говорит замдиректора.

«Планомерная подготовка ребенка к школе начинается с года и восьми месяцев, а не с трех лет, как считают государственные психологи. Еще одна ошибка торопливых родителей — отправлять ребенка в школу в шесть лет. Это очень глупо. Да, малыш может быть эмоционально и интеллектуально развитым, но интеллект „на десятку“ — ничто без мотивации и воли», — убеждает Елена Кравцова.

В этом саду детям преподают художественное творчество, английский язык (даже тем, кому нет и двух лет), физкультуру и хореографию (ее, кстати, ведет мужчина). Это не считая обычных занятий с воспитателями, которые учат читать и писать. Дважды в неделю штатный психолог проводит сеансы сказкотерапии.

В частном саду дети остаются до шести вечера. Но, как заверили нас, в каждом случае — индивидуальный подход. Воспитатели соглашаются сидеть с малышами и до семи, если родители не могут раньше уйти с работы.

Глядя на лица детей из частного садика, нельзя сказать, что они чем-то отличаются от своих сверстников. Чистый невинный взгляд у всех малышей одинаков, вне зависимости от того, сколько зарабатывают их родители.

Узнать, действительно ли детский сад такой качественный, как об этом говорят его сотрудники, с первого взгляда невозможно. Здесь чисто и аккуратно. Простая мебель, незатейливые спальни с кроватками в ряд. Хотя сложно представить, что навороченные видеосистемы или пол из тиса сделали бы малышей более счастливыми. Увы, белорусам приходится платить немалые деньги просто за то, чтобы к их детям относились так, как должно — с вниманием.

«Этот детский сад мы подняли из руин, — вспоминает директор. — И даже та внешняя непрезентабельность, которая есть, поверьте, это достижение по сравнению с тем, что было прежде. Трещины в стене шириной 30 см, старая покосившаяся крыша… Мы все, что могли, меняли, включая трубы, крышу. Все жизнеобеспечивающие системы, включая бассейн и кухню, в порядке. В этот сад вложена „атомная“ для нас сумма! Только стеклопакеты мы не стали ставить. А как мы можем это сделать, если договор аренды нам подписывают лишь на три года? Три года — и все. Разогнаться… и не взлететь! Плюс бесправие арендатора: ситуация „добровольного“ шефства над госсадом, корпус которого мы арендуем, с ежегодным отчетом: „битый небитого везет“!.. Если бы мне дали сад в аренду не на три года, а лет эдак „на побольше“, взяла бы кредит (правда, слышала, что уже не дают!) и понимала, что отрабатываю. А так я понимаю, что поставлю стеклопакеты, потом меня выгонят, и я останусь с долгами. Подобный пример, увы, есть».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by