Вчера в Лиде прошло совещание по проблемным вопросам пивоваренной отрасли. Как оказалось, главная проблема осталась прежней — слишком большая доля импорта. Из нового добавилось предложение развивать сеть мини-пивоварен. Мол, в стране преобладает крупное промышленное производство, а основу нового похода против импорта мог бы заложить мелкий бизнес.
История про борьбу отечественных интересов с импортным пивом уходит своими корнями в глубокое прошлое. Иногда мы были успешны (в судах с «Огнетушителем» или после девальвации), иногда терпели поражения (всегда менее заметные, но более долгосрочные). В целом эта борьба до сих пор оставляет ощущение безысходности: чтобы ни случалось, какие бы гильдии пивоваров ни создавались для защиты интересов, в конце сезона доля импортного пива составляла треть рынка. Порой кажется, что проще лишить гражданства треть потребителей пива, которые тянут свои предательские руки к бутылкам с иностранными названиями.
При этом ситуация складывается любопытная: высокая доля импорта сдерживает развитие отрасли в стране (которая загружена меньше чем на две трети), но крупными импортерами становятся… сами производители пива. Не забываем, что лидирующие белорусские компании (кроме «Криницы») являются частями международных гигантов. Поэтому чиновники мыслят в пределах белорусских границ, а бизнес давно ведется в масштабах земного шара.
Как сообщил председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло, около 62% импорта пива в Беларусь поступает из России (партнер по ЕЭП), 29% — из Украины. Российские и украинские заводы продают избыточную продукцию в Беларусь по демпинговым ценам, считает он. К примеру, пиво «Балтика» сегодня в Беларуси на 20—30% дешевле, чем в России. Мировые компании с учетом материнского капитала могут себе позволить платить за «вход на полку» в торговые сети до 50% цены товара. В итоге продукция той же «Криницы» на полках крупных торговых центров занимает около 5%, сообщает БЕЛТА.
В итоге по этому вопросу было решено проработать с участием белорусских представительств за рубежом вопрос о заключении соглашений с международными пивоваренными корпорациями (Heineken, Carlsberg, OLVI, а также с бельгийской Anheuser-Busch InBev и английской SABMiller) и о размещении их производства (контрактного, лицензионного) на пивных предприятиях республики с целью сокращения импорта пива данных компаний в Беларусь и наращивания его экспорта.
Что касается мини-пивоварен, то это могло бы стать интересным инструментом в борьбе с импортом. Импортное пиво покупают обычно те, кто не доверяет белорусскому производителю. Чаще всего эта же аудитория приветствует широкий выбор частных, местных пивоварен, «как в Чехии».
В стране действует всего около десятка таких пивоварен, из них шесть — в Минске. По данным МИД, в Германии производством пива занимаются 1339 предприятий, в том числе производящих до 10 тыс. дал в год — 667 (50%), до 30 тыс. дал — 189 (14%). В Чехии в анализируемый период из общего количества производителей пива на долю мелких производств приходилось 77% (148).
Для достижения хотя бы похожих на обозначенные цифры результатов Беларуси необходимо корректировать законодательство и создавать экономические условия для развития мелкого бизнеса в пивоваренной отрасли.