Юристы разоблачили магазинные мифы: покупатели могут не пользоваться корзинами, а за бракованный товар вернут деньги и без чека

 
7225
11 сентября 2013 в 14:30
Источник: «Минский курьер». Фото: Аркадий Соболев

Пять мифов о правах и обязанностях потребителей в торговом зале прокомментировал газете «Минский курьер» заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Пучик.

Миф первый. Покупатели без инвентарных корзин не обслуживаются.

— Требование неправомерно, — говорит Владимир Пучик. — Пользоваться корзинами, тележками или другими приспособ­лениями покупатели вправе, но не обязаны. Однако класть товар в сумки запрещается. Это четко прописано в постановлении №26 Совета министров Республики Беларусь от 14.01.2009 года.

Для обеспечения сохранности вещей покупателя — хозяйственных сумок, чемоданов и другой крупногабаритной поклажи — администрация торговой точки обязана оборудовать специальное место.

 Миф второй. В магазине могут потребовать показать содержимое ручной клади.

— Продавцам и кассирам запрещено предъявлять такие требования, — поясняет специалист. — Это может сделать только охранник, и то если у него есть лицензия на охранную деятельность. При этом он обязан показать документы. В противном случае потребитель может сказать: «Извините, это мое личное имущество».

Если все-таки подозрение есть, а лицензии нет, работники магазина должны вы­звать милицию, которая и разберется во всем.

Размещенные в торговых объектах предупреждения «За оставленные в ячейках (гардеробах) вещи администрация ответственности не несет» противоречат действующему законодательству и вводят покупателей в заблуждение.

Миф третий. Вам не обязаны взвешивать 100 граммов колбасы или сыра.

— В магазине должны продать покупателю то количество товара, которое ему нужно, — говорит Владимир Пучик. — Кроме того, по просьбе покупателя продавец обязан нарезать сыр, колбасу и копчености.

Миф четвертый. Продавец может не обслужить покупателя, если время работы торговой точки на исходе.

— Покупатели обслуживаются в установленное время работы продавца, — комментирует Владимир Самуилович. — Запрещено прекращать доступ в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончания трудового дня. За 10 минут продавец может предупредить покупателей о том, что время его работы заканчивается. При этом все клиенты, имеющие на руках кассовые чеки, а в магазинах самообслуживания — выбранный товар, должны быть обслужены.

Вход покупателей в рестораны, кафе может быть прекращен за 30 минут, в другие торговые объекты общественного питания — за 15 минут до их закрытия.

 Миф пятый. Одно яйцо вам никто не продаст.

— Ни в одном документе не прописано, что яйца должны реа­лизовываться десятками, — говорит заместитель начальника. — Покупатель может купить даже одно. Исключение — если яйца находятся в целостной упаковке, например в контейнере.

Студент Алексей купил в магазине компактный диск, а компьютер его не читает. Обратившись к продавцу, молодой человек получил отказ: мол, такой товар не обменивается, так как входит в Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену. Кто же прав в этой ситуации?

— Действительно, аудио- и видеокассеты, дискеты, компакт-диски и другие технические носители информации обмену не подлежат. Но потребитель приобрел некачественный товар и имеет право на обмен или расторжение договора купли-продажи. Перечисленная продукция зачастую контрафактная, не имеет лицензии. И если продавец предварительно не проверил на исправность проданный диск, он обязан удовлетворить требование покупателя о замене или возврате товара.

Николай при покупке замороженных ребрышек для гриля заметил, что срок их хранения истек 3 недели назад. По этому поводу написал в Книге замечаний и предложений просьбу не торговать продукцией с истекшим сроком хранения. Должен ли ему прийти ответ на такую запись и в какой срок? Что он может предпринять, если ответ не получит?

— Запись в Книге замечаний и предложений магазин обязан рассмотреть в течение 15 дней и дать письменный ответ. Если ответа не будет, покупатель вправе обратиться в контролирующий орган (например, в инспекцию Министерства по налогам и сборам того района, где расположен магазин) с жалобой, что на запись не последовало ответа. 

Илона купила платье, правда, без этикетки. Продавец же сказала, что в случае чего товар примет назад, но чек покупательнице не выдала. Вернувшись домой, Илона обнаружила брак. В среду пришла в торговый центр и попросила вернуть деньги. Продавец отказалась…

— Отсутствие чека не основание для отказа продавца вернуть деньги. В таком случае покупателю необходимо написать заявление, вручить его лично или направить по почте заказным письмом с уведомлением. Можно обратиться к продавцу через запись в Книге замечаний и предложений с указанием конкретного требования. В заявлении также указывается срок, в течение которого продавец обязан удовлетворить требования покупателя. Экспертизу (при необходимости) можно провести самостоя­тельно и затем потребовать у продавца возмещения понесенных расходов, вплоть до почтовых затрат.

Источник: «Минский курьер». Фото: Аркадий Соболев
Без комментариев