Экономисты сокрушаются: в Беларусь даже зубочистки завозят из Польши, а сувениры — китайские

 
1866
20 августа 2013 в 16:00

Тема импортозамещения в последние недели снова стала актуальной в Беларуси. Причем вектор обсуждения сместился в неожиданную область. Речь идет, к примеру, не о сложной бытовой технике, а о вещах простейших. Чиновники самого высокого уровня призывают предприятия резко увеличить производство вил, топоров, лопат, зубочисток… О проблеме пишет «Народная газета».

Пять лет назад участников проводимого в Гомеле расширенного заседания коллегии Комитета госконтроля ждала у зала заседания в общественно-культурном центре весьма любопытная выставка. На ней были представлены изготовленный в России топор (в ту пору он стоил 25 тыс. рублей — $12,5), скалка из ФРГ для раскатки теста по такой же цене, польская ручка для молотка… «Это что, компьютер, который трудно собрать у нас в стране? — ставил резонный вопрос руководитель КГК. — Речь идет о выпуске простейших потребительских товаров, о бытовых мелочах. Но ведь наша жизнь начинается с мелочей, а в итоге — копейка к копейке — образуются огромные суммы валюты, нерационально израсходованной для закупки аналогичной продукции за пределами страны».

Сегодня, пятилетку спустя, ситуация совершенно другая. Недавно столичный мэр побывал на Минском подшипниковом заводе, где ему продемонстрировали образцы этой продукции — не имеющей подшипников, но оттого не менее востребованной. Дело в том, что сейчас в Минске для выпуска топоров задействованы две производственные площадки. На МПЗ производят три вида плотницкого инструмента, а МТЗ, помимо тракторов, изготавливает топоры-колуны. Специалисты обоих предприятий работают над улучшением потребительских качеств этой продукции, а на Минском инструментальном заводе и в холдинге «Белстанкоинструмент» задумано организовать производство ручных кос. Первые образцы продукции здесь обещают представить потребителю уже в сентябре.

И все же говорить, что проблема импортозамещения хотя бы на «топорном» уровне решена, увы, не приходится. «Сейчас на МПЗ выпускают 40 тыс. топоров в год, а надо выпускать 400 тыс., — говорит председатель Мингорисполкома Николай Ладутько. — И продавать эту продукцию в Россию, Украину. Необходимо зарабатывать!»

С последним утверждением поспорить сложно, но вот решение этой задачи изрядной частью белорусского директората выглядит более чем спорным. Например, выпускаемый МПЗ универсальный топор, пригодный для столярных и хозяйственных работ, а также в условиях туристических походов, в прошлом году для зарубежных покупателей подорожал практически вдвое — со 182 до 380 российских рублей, сегодня это $11,5. Как рассказал руководитель одной из оптовых фирм, ныне при оптовой покупке топоры МПЗ обходятся в 130—150 тыс. белорусских рублей за штуку — то есть в $15—17.

Зато у частных структур не ограничены ни ценовой диапазон, ни широта ассортимента. За различные топоры от канадской Canadian Camper в Беларуси просят от 270 тыс. до 430 тыс. рублей, а знаменитые финские Fiskars идут от 475 тыс. до 1 млн рублей и выше. И идут, похоже, активно: некоторых модификаций, причем не самых дешевых, в данный момент в наличии нет, их предлагается заказывать заранее.

Не на эти ли заманчивые цены ориентируются и отечественные производители, перманентно поднимающие цены на свою продукцию? Конечно, любому по душе продать свой товар подороже, но этот процесс не может продолжаться бесконечно: уже сегодня в России местный аналог белорусского универсального топора стоит 185 российских рублей, украинский — 164, а китайский — 154. Белорусский же, повторим, подорожал до 380 рублей. В расчете на то, что вдруг у российских оптовиков нет доступа к интернету?

Увы, расчет неверный, а результат — вполне предсказуемый. «Пластмассовое ведро — из России, молоток — или китайский, или польский, грабли — румынские, — негодовал премьер-министр Михаил Мясникович этим летом, проводя совещание в Мингорисполкоме. — Такие мощные станкозаводы, а кронштейны для того, чтобы крепить микроволновку к стене, — испанские».

Спустя месяц после того совещания журналист «НГ» изучил ассортимент одного из промтоварных магазинов, расположенного неподалеку от проходной МТЗ. Оказалось, что импортный воз и ныне там: производимые тракторным заводом товары народного потребления здесь либо отсутствовали вовсе, либо были растворены в обилии зарубежного ширпотреба. И даже белорусские сувениры оказались… китайскими.

«Даже зубочистки у нас завозятся из Польши, — подтверждает экономист Георгий Гриц. — А ведь их производство или выпуск скрепок, наверное, можно организовать на малых или средних предприятиях. Тем более что именно рационализация импорта с точки зрения импортозамещения является потенциалом для уменьшения отрицательного сальдо, притом даже не в среднесрочной, а уже в краткосрочной перспективе».