По «следам» минского фотографа-креативщика: что еще писали на денежных купюрах

 
3334
14 августа 2013 в 17:40
Источник: Александр Раутенко
Источник: Александр Раутенко

Мы уже сообщали о том, как один фотограф оригинальным способом разместил рекламу на купюрах. Ранее рассматривали банкноты с так называемыми надпечатками, когда на купюре появляются новые надписи, штампы и даже марки. Сегодня более подробно опишем случаи, когда купюры модифицируют не в типографии, а «в народе», во время их хождения по стране.

Особенно много «посторонних» надписей появлялось во времена гражданской войны в России в 1917—1922 годах: это всевозможная пропаганда, политические лозунги и даже стихотворения.

Оригинальный способ, известный и сегодня, — это перфорация: когда на купюру наносят буквы и цифры, пробивая в бумаге отверстия. Так, в Сибири, где из-за удаленности от центра просто не хватало денег, было принято решение сохранить обращение денежных знаков старых образцов после соответствующей их перерегистрации. Сама же регистрация осуществлялась в отделениях банка методом перфорации. На банкнотах выбивались буквы «ГБСО» (Государственный банк Северной области).

Кстати, по законодательству почти всех стран мира денежный знак с сознательно нанесенными на него знаками, текстом, рисунками, которые не утверждены законом в качестве обязательных, теряет платежеспособность. Именно поэтому у нас в Беларуси в банке не хотят принимать американские доллары, евро либо другую валюту с надписями. Следовательно, во всех случаях выполнения пропагандистских и рекламных надпечаток речь может идти только об использовании банкнот в роли обычной листовки и тем самым об аннулировании их денежных функций вообще. То есть если бы фотограф таким образом разместил рекламу, например, в некоторых штатах США, ему пришлось бы полностью компенсировать общую сумму всех купюр, на которых появились не предусмотренные изначально элементы, и в итоге такой метод оказался бы очень затратным. Тем не менее, в мире и в прошлые времена, и сейчас практиковался подобный вид рекламы.

Один из примеров рекламы на купюрах можно увидеть на банкнотах бывшей Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. На них, в частности, располагался текст о том, что грузинское тортовое представительство по филателии и бонам предлагает большой выбор различных почтовых марок, каталоги, альбомы. Далее написан адрес и время работы, а также упомянуто о том, что у них можно получить разрешение на вывоз этих самых марок и бон за границу. Надпечатка была выполнена типографским способом в официальном издательском учреждении и прошла установленный для тех лет порядок цензурирования, о чем свидетельствует ссылка на номер цензора, под которым зарегистрировано издание. Пример одной из рекламных бон — на фото.

Немало примеров, когда на купюрах размещают рекламу, существует и в наше время. Например, Volkswagen с помощью штампов на совершенно настоящих банкнотах достоинством в 20, 50, 100 евро продвигает преимущества своих новых автомобилей с экономичным двигателем BlueMotion. Так, на этих купюрах размещена информация о том, на какое расстояние пути хватит топлива, купленного на сумму, равную достоинству купюры, а на 50 евро указано, что на эту сумму можно купить топлива, которого будет достаточно, чтобы проехать расстояние в 980 км.

Также есть пример размещения рекламы тарифа роуминга сотового оператора Vodafone. На купюры наклеивались специальные стикеры, которые в виде карты покрытия показывали, где работает роуминг по привлекательной цене. Эти стикеры можно было легко удалить, не повредив купюру.

Вопрос «нанесения» рекламы на деньги — довольно сложный. Если во многих странах подобное запрещено, то в других это практикуется без особых проблем. Например, в соседней Польше, в Кракове, чеканят монеты номиналом в 6 злотых, на которые могут нанести все, что вы пожелаете: от местной достопримечательности до вашего портрета. Такой монетой даже можно расплатиться, но только в некоторых местных барах. Стоимость данной услуги — от 30 до 100 злотых, то есть гораздо выше номинала. Поэтому такую монету и принимают с радостью, чтобы потом перепродать коллекционерам.

Если, например, взять пластиковую карточку, которую также условно можно отнести к деньгам, то за границей на таких платежных средствах можно без проблем встретить различного рода рекламу. Также за рубежом существуют специальные агентства, которые готовы разместить рекламу на банкнотах, но, как уже говорилось выше, стоить это будет очень дорого, так как во многих случаях придется заплатить не только за услуги агентства, но еще и за купюры, на которых будет размещена реклама.