К основным национальным чертам белорусского народа принято относить толерантность. Во всяком случае, так пишут в школьных учебниках. Однако утверждение это весьма спорное. Зачастую отношение белорусов к представителям других религий и национальностей довольно негативное. Корреспондент Onliner.by решила прогуляться по Минску в никабе, изучая реакцию окружающих и свои ощущения.
Две мусульманки — Зейнаб и Райана — любезно согласились взять меня в свою компанию и погулять по улицам Минска. Для начала нужно переодеться. Девушки открывают шкаф и подбирают одежду, которая лучше всего на мне смотрится. На первый взгляд, все эти вещи одинаковые.
Надеваю черную юбку, а потом абайю — платье с длинными рукавами. Теперь завязываем никаб — тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо и голову. Удивительно, как сильно сузилось мое поле зрения. Завершающим штрихом стал платок поверх никаба. Он нужен, как говорится, для красоты.
Одежда кажется слишком тяжелой, никаб давит на глаза, и дышать мне крайне сложно. Пока девушки прихорашиваются, решила подождать их на улице. Но за окном 25 градусов жары, и я морально готовлюсь к пеклу.
Выхожу из подъезда и тут же своим внешним видом привлекаю внимание бабушек, которые сидят на скамейке поодаль. Через некоторое время одна из них, якобы просто гуляя мимо, подходит ко мне очень близко, несколько секунд смотрит в глаза и, оборачиваясь, уходит. К этому моменту Зейнаб и Райана уже готовы к нашей прогулке. Мы отправляемся в метро, на станцию «Площадь Якуба Коласа».
По дороге никто не обращает на нас внимания. Спускаемся на платформу и заходим в поезд. Час пик, вагон полон людей. Несколько мужчин, увидев нас, мгновенно подхватываются и с улыбкой жестом предлагают присесть. У белорусов мы вызываем здоровый интерес. Ведь любопытно посмотреть на тех, кого раньше не видел. Одни рассматривают нас в упор, другие изредка поглядывают, а третьи и вовсе смотрят в другую сторону.
Выходим на станции и отправляемся в торговый центр, где чаще всего можно встретить иностранцев. Присев за столик в кафе, ждем, когда нам принесут молочные коктейли и воду. Как ни странно, реакция окружающих на девушек в никабах здесь относительно бурная. Люди удивленно оборачиваются и фотографируются на нашем фоне.
Система кондиционирования работает отвратительно, и мы уже начинаем «плавиться» от духоты. Наконец, обаятельный официант приносит заказ. Придется пить через трубочки, чтобы никто не увидел наши лица. Девушки резво взялись за напитки и утолили жажду. Мне же с непривычки приходится гораздо сложнее. Дышать в никабе и одновременно пить — этому еще стоит поучиться. Сейчас это для меня почти нереально, потому что либо задохнусь, либо захлебнусь. Девушки смеются надо мной и рассказывают о том, что многие женщины-мусульманки вовсе не пьют и не едят на публике. Конечно, поесть, не показывая лицо, уж тем более сложно.
Продолжаем наш променад. На улице мы чувствуем себя гораздо лучше, чем в душном здании. Глядя на нас, укутанных в черные ткани, люди могут предположить, что нам очень жарко, но это не так. К моему удивлению, такая летняя одежда, наоборот, хорошо защищает от солнца. Вспоминаются бедуинки, которые таким образом спасают себя от песка и солнцепека. Тем не менее воздуха мне все равно не хватает, начинаю сдавать позиции.
Пока Зейнаб и Райана фотографируются напротив Красного костела, я наблюдаю за происходящим немного в стороне. Вдруг слышу: «Ассаламу алейкум, сестра!» Оборачиваюсь и вижу незнакомую мусульманку. «Ты кто? Мы знакомы?» — спрашивает она. Удивляться такому вопросу не стоит, так как по глазам сложно узнать своих знакомых. В обществе женщин мусульманки могут снимать никаб и абайю, поэтому знают друг друга в лицо.
Радостно приветствуя сестру, к нам подходят Зейнаб и Райана. Оказывается, девушка Ольга, с которой мы уже успели познакомиться, — подруга моих спутниц. У нее сегодня свадьба. «А не хотите ли вы побыть у меня свидетельницами?» — шокирует меня Ольга. Девушки охотно соглашаются. Впрочем, у нас есть еще немного времени, чтобы прогуляться по городу.
Особенно необычно мы выглядим для детей. Некоторые из них пытаются указать на нас пальцем, но мамы тут же одергивают своих малышей. Вдруг к нашему фотографу, который старается держаться на расстоянии, подходит компания парней. Они делают ему замечание и несколько минут объясняют, что фотографировать нас нельзя.
Переходим дорогу на светофоре. Здесь реакция окружающих абсолютно непредсказуемая. Один из водителей от неожиданности начинает резко тормозить и вовсе отпускает руль. Другой, радостно выглядывая в окно, машет нам рукой и жестом показывает «класс».
Заходим в банк, чтобы девушки могли обменять деньги. Пока я жду их, невольно становлюсь свидетельницей разговора двух женщин. «А они нас это…» — начинает волноваться одна из них. «Тише! Ничего они нам не сделают», — успокаивает ее собеседница.
Идем в парк. Мои ноги все еще иногда путаются в юбках. Смотреть на мир приходится исподлобья, иначе сложно разглядеть, что нас окружает. Девушки хотят сфотографироваться вместе у фонтана. Я же по привычке улыбаюсь. Жаль только, что моей улыбки так никто и не увидит.
Никаб носить не обязательно. Это личный выбор каждой женщины или просьба ее мужа. Для моих спутниц он своего рода защита. «На меня все смотрят, но никто не видит, какая я на самом деле. Чувствую себя спокойнее», — рассказывает Зейнаб. А к этому времени мы уже подходим к дому, где будет проходить свадьба, на которую нас пригласили.
Спускаемся в подвальное помещение. Здесь читают лекции и проводят занятия по изучению арабского языка. Нас встречает невеста в эффектном синем платье, украшенном камнями. За столом сидят мать Ольги и еще одна свидетельница. Жених из Туниса только вчера приехал в Беларусь. Он общается с будущей женой по-английски и все время улыбается. Женщины шутят, разглядывают наряды друг друга. Обстановка очень радостная и волнительная. Разговоры в основном о боге и о мужьях.
Свадьба будет проходить в несколько этапов. Сегодня первый — никях. Это брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной по правилам шариата. В комнату входит мулла и приветствует всех нас. В самом начале он задает молодоженам важные вопросы. Например, нет ли у них серьезных заболеваний, о которых они друг другу не сказали? Также оценивается благосостояние жениха. Он обязан доказать, что сможет содержать жену.
Время подписывать договор. Теперь жених должен преподнести Ольге брачный дар. Это могут быть деньги, драгоценности и даже земельные наделы. Сегодня это $100, которые невеста может тратить на свое усмотрение. Еще одним крайне важным моментом является размер махра. Это деньги, которые выплачиваются жене в случае развода. В договоре жених указывает $10 000.
Читается молитва, а после мулла произносит: «Я передаю невесту жениху». Договор заключен. Теперь Ольга первая и пока единственная жена. Молодожены счастливы и не скрывают своей радости. Уже завтра они улетают в Тунис.
Нам пора. Мы возвращаемся домой. К вечеру я уже свыклась и с никабом, и с абайей. Естественно, что Зейнаб и Райна чувствуют себя уютно в такой одежде. Ведь человек ко всему привыкает. Наш день был наполнен позитивными эмоциями. Мы ни разу не услышали обидных слов и не столкнулись с агрессией. Наоборот, нам улыбались и уступали места в общественном транспорте.
Снимаю никаб, и мой мир становится гораздо ярче. Я будто заново учусь дышать. У девушек срабатывают будильники на молитву. И вот они, разостлав свои коврики, обращаются мыслями к богу.