Казус в России: житель Воронежа заключил с банком договор, внеся туда собственные правки, и теперь требует 24 млн

 
2216
07 августа 2013 в 17:45
Источник: РИА Воронеж. Фото: pfnews.ru
Источник: РИА Воронеж. Фото: pfnews.ru

Коминтерновский райсуд Воронежа приступил к рассмотрению беспрецедентного иска клиента к банку. 42-летний житель областного центра Дмитрий Алексеев (фамилия изменена) требует от банка «Тинькофф кредитные системы» исполнить обязательства — компенсировать нарушения кредитного договора, условия которого предложил… сам Алексеев.

Воронежец направил в юридическую службу банка для урегулирования спора в досудебном порядке претензию, в которой указал сумму в 24 млн российских рублей. Она основывается на том, что банк нарушил условия кредитного договора. Подписав договор, банк согласился взять на себя обязательства. Их же Алексеев в том месте, где в документе для клиентов банка было написано мелким, едва читаемым шрифтом, изменил.

Банкиры подписали документ, судя по всему, автоматически, не разбирая текст, не зная, что клиент предложил свои условия. Так, Алексеев изменил процентную ставку за пользование кредитом и комиссию за выдачу наличных средств, а также прописал, что клиент вправе не оплачивать комиссии и платы.

Сейчас у воронежца есть неплохие шансы выиграть иск к банку. Хотя бы потому, что ранее суд признал законным договор, который заключили стороны. Согласно этому решению, договор, составленный Алексеевым, признан законным.

Эта история началась в 2008 году, когда воронежец получил в письме по почте предложение от ЗАО «Тинькофф кредитные системы» воспользоваться кредитной картой. Для ее оформления нужно было всего лишь заполнить заявление-анкету, а потом отправить по почте по адресу, который был указан на конверте.

Дмитрий Алексеев оказался юридически подкованным клиентом: в прошлом он служил в правоохранительных органах. Воронежец решил предложить банку новые условия договора, которые разместил на своей странице в интернете.

Воронежец отсканировал заявление-анкету от ЗАО «Тинькофф кредитные системы» и изменил в части с мелким шрифтом условия договора, предложенные банком. Он указал, что процентная ставка за пользование кредитом и комиссия за выдачу наличных средств составляют 0%. Также в его условиях прописано, что «Клиент вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные Тарифами». Кроме того, там же Алексеев вместо адреса банка www.tcsbank.ru сослался на свой сайт — www.tcsbank.at.ua, подтвердив, что «с действующими Общими Условиями и Тарифами, размещенными в сети Интернет, ознакомлен». Проще говоря, Алексеев прописал для себя безлимитный и беспроцентный кредит. Отдельно в договоре на сайте предусматривалось, что делать в случаях, если банк нарушит условия документа.

«Банк не имеет право вносить изменения и дополнения в настоящие Общие Условия в одностороннем порядке. В случае изменения, дополнение, замены, Общих условий, в одностороннем порядке Банком, Банк выплачивает компенсацию Клиенту в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей, за каждое очередное изменение, дополнение, замену, Общих условий», — указал клиент.

При расторжении договора в одностороннем порядке клиент прописал компенсацию от банка в размере 6 млн рублей.

Вскоре Дмитрий Алексеев получил от банка «Тинькофф кредитные системы» утвержденную копию анкеты-заявления и свою кредитную карту. Это означало, что банк согласен на условия, указанные клиентом.

После получения кредитной карты воронежец стал активно ее использовать. Два года у «Тинькофф кредитные системы» вопросов к Алексееву не возникало. Банк расторг с ним договор и выставил заключительный счет в апреле 2010 года. По мнению организации, клиент начал допускать просрочку оплаты минимального платежа.

В 2012 году ЗАО «Тинькофф кредитные системы» обратилось в суд, чтобы взыскать с Алексеева с учетом просрочек, комиссий и штрафов более 45 тыс. рублей. Клиент предоставил в мировой суд Коминтерновского района договор, подписанный банком, и озвучил условия с сайта. При этом он согласился погасить основной долг — 19 тыс. рублей.

Суд установил, что договор, подписанный в 2008 году, законный, что клиент как одна из сторон имел полное право предлагать свои условия. Легитимный документ отсылает к странице www.tcsbank.at.ua, где размещены условия и тарифы по выдаче кредитной карты.

«Банк принял условия договора, поскольку выслал истцу для активации карту… Алексеев не брал на себя обязательств по уплате процентов за пользование кредитной картой. В связи с этим требования истца о взыскании с ответчика просроченных процентов, штрафных процентов, комиссии за обслуживание, а также по основному долгу не обоснованы и удовлетворению не подлежат», — резюмировал суд.

По решению суда от 6 сентября 2012 года, в пользу банка с Алексеева была взыскана только сумма основного долга — 19 тыс. рублей. В декабре после апелляции оно вступило в законную силу.

А на днях Коминтерновский райсуд Воронежа приступил к рассмотрению иска Дмитрия Алексеева к «Тинькофф кредитные системы». Воронежец требует, чтобы банк исполнил свои обязательства: выплатил за изменение условий и тарифов в одностороннем порядке по 3 млн за каждое. По мнению клиента, банк нарушил 8 таких пунктов.