Вопрос для демагогов: если бы вместо Минского моря у нас было Красное, а вместо горы Дзержинской — Альпы, смогли бы мы их по-человечески обустроить? Ответить однозначно, пожалуй, нельзя. Продолжая рассказ о белорусских курортах, корреспонденты Onliner.by отправились в национальный парк «Браславские озера». Стоит ли ехать сюда в августе, который, как обещают синоптики, будет жарким? Может ли белорусский отдых быть достойной альтернативой заграничному? О ценах, гостиницах, уровне сервиса, попытках заработать на агроэкотуризме и царящем над удивительным озерным краем «совке» — в нашем фоторепортаже.
Ностальгический рай для россиян
Возле универмага в местечке Видзы остановился внедорожник с московскими номерами. Из салона вышли четверо. Граждане России вторую неделю путешествуют по Беларуси, решив объехать нашу страну по периметру. Гвоздь программы — отдых на Браславах.
«Мы едем по дороге, останавливаемся, фотографируем ваши деревни, ваши комбайны, ваших трезвых людей и стада ухоженных коров, — рассказывают братья по Таможенному союзу во время перекура. — У нас этого нет, а вы сохранили все лучшее, что было в Советском Союзе. Но вот уже неделю мы задаемся вопросом: почему вы не берете деньги, которые валяются под ногами?»
Россияне говорят о том, что давно известно. Во время своего длительного турне они страдают от белорусского сервиса: нет нормальных гостиниц, проблема с общепитом, не так просто найти экскурсовода. Тем не менее, Беларусь им кажется раем, дешевым и сердитым, умилительно старомодным. Одна из путешественниц, расчувствовавшись, показывает нам красную корочку депутата Мосгордумы. Мол, если будут вопросы в Москве, звоните, не откажу…
Но вопросы у нас — здесь и сейчас. И совсем не к россиянам, а к окружающему «раю». Итак, что делать на Браславских озерах человеку, которого не мучает ностальгия по СССР, а который хочет просто нормально отдохнуть?
Где отдыхать?
Едем в центр курортной жизни — Браслав. Это город-консерва. Его запечатали-законсервировали в эпоху советов и коммунаров, да так и забыли на полке истории. Городу не повезло с управленцами и мозгами. Задачу сделать из Браслава курортный городок пускай не европейского, но хотя бы более-менее приличного уровня чиновники провалили.
Погожий день, 12 часов, на центральном городском пляже несколько десятков отдыхающих. Белорусский пляж — это песок, грибки для переодевания, пару скамеек, сетка для игры в волейбол. Не пляж, а слезы. За последние 10 лет здесь не изменилось ничего.
Ну разве только косметически. Напротив пляжа, через дорогу, рабочие доделывают автомобильную стоянку. Вот мужик стучит молотком, оформляя крышу беседки-будки. Прогресс пришел в озерный край! В беседке, говорит нам работяга, будут продавать соки-воды. До этого стационарных объектов торговли тут не было.
«Есть еще фургон-автолавка райпо с чебуреками, но она работает по своему графику», — рассказывают ребята, ответственные за прокат лодок и катамаранов.
«Вы не думайте, в выходные здесь много народу, — продолжают парни. — Русские, латыши, минчане. За лодками очередь стоит. И сколько уже было попыток что-то открыть, улучшить сферу обслуживания, заработать на туристах, но райисполком не дает. Им не надо, и другим не разрешают. Преподаватель в вузе как-то предложил: составьте бизнес-план, придумайте в Браславе что-нибудь, будьте первыми. Придумать можно. Но можно и в тюрьму угодить…»
Из более-менее свежих туристических объектов в Браславе — недавно отреставрированный автовокзал (до Минска отсюда можно доехать за 90 тыс. рублей), «Евроопт», кафе рядом с заправкой. Возле костела частный инвестор достраивает гостиницу. Негусто…
Улицы здесь содержат в чистоте. В городке тихо и стерильно. Местный Ленин вялый, сонный, даже не машет руками. На отдыхающих смотрят с плакатов лучшие люди области. На столбах вместо указателей на месторасположение турсправки и достопримечательностей — таблички с километражем до опорки.
Мы ищем, какие развлечения предлагает туристам городок. Из планов на ближайшие дни — концерт певицы Абалян, сеанс в 5D-кинотеатре, прогулки на местном теплоходе. Недавно, правда, был рок-концерт, собравший достаточно народу. Почему бы не проводить такие мероприятия хотя бы раз в неделю?
Вопрос «почему» задают здесь многие туристы. Вот еще одни россияне, приехали на почту, думали найти интернет. Но здесь только один дедушка-ЭВМ, который не работает. А за 3G-модемами отдыхающим сказали ехать на рынок — может, там продают.
Где жить?
В Браславе две гостиницы, которые обычно заполнены. Но найти местечко на пару дней возможно даже в разгар сезона. В отеле, принадлежащем ЖКХ, нам предложили переночевать за 70 тыс. Таких цен в мире больше нет, под кроватью клопы не живут — от интерьеров ждать ничего особого, понятно, не приходится.
Но все равно убранство гостиницы, расположенной в центре города, поражает. Почему бы не вложить в этот сарай немного средств и не продавать номера в пять раз дороже? Еще один вопрос без ответа.
В гостинице «Заезны двор» условия поприличнее, но и место здесь получить не удалось. Едем на ближайшую базу отдыха, принадлежащую нацпарку, — «Дривяты».
«Если подождете немного, заселю», — обещает дама-администратор. Она предлагает койку за 150 с «копейками» тысяч.
В 2010-м база прошла через реновацию…
Другие номера, поприличнее, давно заняты. Многие выкуплены россиянами. Даже 609 тыс. за номер в коттедже на базе отдыха «Золово» не кажутся для них большими деньгами. Ведь вокруг — волшебная природа, сосны, лес…
И еще один вариант размещения, который можно назвать «хипстерским», предлагает турбаза «Браславские озера».
Вот эти домики здесь называют бунгало…
В центре базы — уникальный «памятник» катамарану, который при желании можно назвать памятником качественному сервису…
Самое дешевое койко-место (от прежних терминов у нас решили не отходить, пожалуй, это и правильно) стоит 192 тыс. рублей, самое дорогое — 600 тыс. Трехразовое питание на человека в сутки — 162 тыс. Прочие допуслуги — сущие копейки. За место для палатки придется отдать 36 тыс., за час в бане — 90 тыс., час на лодке — 15 тыс. В аренду можно взять шампур (1,2 тыс. в час), электрочайник (15 тыс. за сутки), скакалку со счетчиком или мяч (6 тыс. в час) и даже «коврик туристический» (9 тыс. за сутки).
Как вариант, в городе можно снять квартиру. Стоимость разнится: от $10 до $25 за сутки.
Ближе к природе
Койко-места с продавленными матрацами нас не интересовали: из Минска к нам прикатил автодом от «МАЗ-Купава» (фургону мы устроили тест-драйв, материал вскоре опубликуем). Решили искать турстоянку, чтобы переночевать на природе. Как ее найти и где платить?
Узнать об этом можно в туристической будке, которая стоит недалеко от въезда в город со стороны Глубокого. На будке написано, что здесь можно получить всю информацию об отдыхе и купить сувениры.
Но женщина-консультант разводит руками: сувениров в этом году нацпарк не поставлял. При нас отдыхающие приобрели путевку на рыбалку, отдав 25 тыс. за три дня.
Работница информационного пункта выдала нам бесплатную брошюру со списком турстоянок (с координатами для навигатора, что порадовало) и проинструктировала: «Езжайте на любую, оплата на месте. Если лесники не придут за деньгами, это их проблема».
Как выяснилось, не все так просто. Часть турстоянок оказались «заказными». Бронировать их надо по телефону и только до 17:00. Многие стоянки заняты. Наконец, вдоволь поколесив вокруг озера Струсто, отыскали местечко рядом с деревней Чернишки. Здесь две беседки, кострище, даже складированы дрова. Виды отменные. Вот где настоящий отдых! Стоит удовольствие немного: всего 30 тыс. с человека в сутки.
Но и эти деньги с нас не взяли: лесники так и не явились. Прости, нацпарк!
Где поесть?
В центре Браслава стоит здание, которое неплохо было бы обложить динамитом и взорвать. Это старый советский ресторан «Озерный». Он, кажется, и генерирует волны махрового «совка», которые захлестывают окрестности. В ресторане не убраны столики, грязная посуда, официантка раздраженно реагирует на замечания: «Я тут одна!» Проблема в том, что и ресторан в городе — один. Два других кафе оказались закрыты, а больше заведений в туристическом Браславе нет.
«С едой у нас напряжение, это да, — подтвердили местные жители, у которых мы спрашивали, где бы пообедать. — Езжайте лучше в магазин, купите колбасы…»
Зачем нужно ехать на Браславские озера?
Люди, которые занимаются туризмом и в курсе местных порядков, не видят загадки в том, почему красивейший уголок страны остается советским заповедником. Как и на Нарочи, здесь властвуют две структуры: национальный парк и райисполком. Они не могут разобраться, кто главный. Руководители обеих организаций имели проблемы с законом. Их сменщики предпочитают не рисковать, плыть по течению. Идея о том, чтобы сделать из Браслава свободную туристическую зону со льготными условиями для инвесторов пока выглядит утопической… Если бы не агроэкотуризм, привлекательность региона могла бы сойти на нет.
По количеству частных усадеб для отдыха район в стране лидирует. О том, как работает бизнес, мы говорим с владельцами двух из них: «Устье LIFE» и «У Борисовича». Юрий и Владимир Жерко однажды решили уехать из Минска и попробовать себя на новой стезе.
Владимир Жерко: Я езжу на озера уже 30 лет, здесь у меня был дом. Однажды проезжал по деревне, заметил развалившуюся хату. Думаю, чего ей пустовать — куплю и обустрою. Тем более что я это делать умею. Купил дом через конкурс по остаточной стоимости. По тем временам долларов за четыреста-пятьсот. Оставил только коробку. Нашли спонсора, парень знакомый одолжил денег. В дом вложили тысяч двадцать пять, десять тысяч — в баню, еще пять — в благоустройство. Потом сын сказал: а давай-ка, батька, займемся туризмом.
Юрий Жерко: Идея возникла в 2010 году. Тогда в Москве был смог, весь Браславский район наводнили россияне. Буквально стучали в двери и просились пожить. Подумал: с гостями точно не будет проблем. От родственников осталась квартира в Минске, продал ее за $50 тыс. Обустроили и вторую усадьбу. Кредитов не брали.
Как большинство людей на Браславщине делают? Есть дом, есть озеро — больше ничего и не надо, можно сдавать. Но мы решили пойти несколько другим путем. С отдыхающими стараемся жить одной семьей. Я разработал экскурсионную программу, недавно получил «статус» краеведа. Вожу людей по озерам, по лесам, рассказываю об истории края.
Мы начинали с 15 условных единиц на человека за сутки, зимой брали меньше. Это был средний ценник по району. Дома обустраивали, делали их более комфортными. Сейчас за сутки берем 20 условных единиц, домик целиком (на четверых взрослых и двоих детей) можно снять за 80 у. е. Но вот сейчас у нас живут пенсионеры из России, глава семьи — генеральный конструктор военных самолетов. С них беру не 80, а гораздо меньше.
Интересуемся: на агроэкотуризме можно заработать?
Юрий Жерко: В этот бизнес все время нужно вкладывать деньги. Привезти воз дров для бани — миллион рублей. На рекламу уходит порядка тысячи долларов в год. В каком-то смысле я здесь пионер. Сделал фирменные салфетки с логотипом усадьбы, заказываю брендированный шоколад. Купил квадроцикл, со временем куплю снегоход. Экскурсии провожу даже в форме викинга, в которую также пришлось вложиться. Какая от всего этого отдача? Долги вернули. Вышли в небольшой плюс.
Владимир Жерко: Агроэкотуризм — это не «нефтянка», но жить можно. Вполне.
Юрий Жерко: Главное вот в чем. Отец сбежал из Минска, и я, можно сказать, уже почти сбежал. С радостью! 12 лет проработал начальником отдела в крупной винно-водочной компании. В следующем году буду прописываться в Браславский район. Потому что усадьбой нужно заниматься каждый день. Местное население выпивает, помощников найти сложно. Даже чтобы траву покосить или дрова порубить. Пока, считаю, у нас получается неплохо. За полтора года на рынке стали лучшей агроусадьбой в номинации «Гостеприимство».
Бизнес-план на пять лет вперед Юрий не составлял: прогнозировать, что случится на рынке за это время, говорит он, тяжело. Пока он платит единый налог, не исключено, что налоги поднимут. В принципе, рассуждает Жерко, это справедливо, но только в том случае, если субъекты агроэкотуризма разделят на категории. Неправильно требовать одинаково с усадьбы под Минском на пятьдесят мест, где гуляют корпоративы, и от домика на шесть человек в глуши.
Владимир Жерко: Вот иногда говорят, что отдых на Браславских озерах — не для белорусов, а для россиян. Действительно, у нас основная масса гостей — средний класс из РФ. Но есть и наши. Проблема в том, что у белорусов как-то не получается планировать отдых. Звонят в четверг: у вас свободно? Завтра едем! А где тут свободно, если уже сейчас люди на лето 2014 года начали записываться?
Люди бывают разные, но дебошей устраивать никому не даем. Зимой приезжают богатые россияне. Были две бизнесвумен, одна в Китае держит электроламповые заводы. Приехали за щукой, взяли путевку на 60 ставок. А лед был такой, что только вода и снег. Юра из сил выбился, пока его долбил. Женщины эти оформили две банки водки, вечером выпили, а утром в 4 часа будят — поехали на рыбалку!
Юрий Жерко: К каждому гостю нужно искать подход. В ближайших планах — обустроить пляж на озере. Для этого пришлось собрать шесть подписей: архитектора, санитарного врача, МЧС, нацпарка… Собрал. Говорю им: хочу пригнать экскаватор, выровнять площадку, насыпать песка, сделать в воде мостки, чтобы деткам было удобно купаться… В ответ: нельзя, нарушаете естественное нерестилище рыбы и естественный покров земли. А чего вы тогда ставили подписи? Но пляж я все-таки сделаю, вопросы улажу. Были бы деньги. Машина гравия $150 стоит, а их надо десяток. Еще трубы, металл…
Владимир Жерко: Все хорошо на Браславских озерах, только вот беда — нет хозяина. Разговаривал со стариками, которые еще при Польше жили. Раньше и судак, и налим — всего в достатке было. Сейчас озёра зарастают. Бери земснаряд, чисти берега, вбирай сапропель, продавай. А кому это надо? Вокруг чистейшие колхозы, наладь переработку продуктов, открывай кафе-рестораны. Не делают.
На прощание Владимир Жерко говорит: «Вода здесь такая, что можно пить прямо из озера. Повсюду голубая глина, мощнейший антисептик. Я ее даже ем, вылечил многие болячки. А какая энергетика идет от земли! Как здесь тихо, душевно! Я иногда думаю: может, и хорошо, что в Браславе, округе ничего не делается. Что не продали какому-нибудь турку кусок земли, что он не построил здесь 30-этажный отель-небоскреб. Всякая цивилизация несет лишь уничтожение…»
* * *
В словах Владимира Жерко, вероятно, кроется истина. Он сомневается, что нынешние белорусские управленцы могут обустроить Браславщину, не погубив ее. Пока же, пускай и при отсутствии сервиса и цивилизации, это все равно самое красивое место страны. Богатство этого «заповедника» — в чистых озерах, величественных костелах и радушных людях, которые живут в домах без заборов и не приемлют суеты.