Среди большинства белорусов прочно укрепилось мнение о том, что покупать хорошую, брендовую одежду выгодней и приятней за рубежом. Между тем и в Минске есть элитные бутики. И хоть брошенный сквозь дорого оформленную витрину взгляд обычно натыкается на безлюдный торговый зал, сам факт существования таких магазинов говорит о том, что у них есть покупатели. Корреспонденты Onliner.by решили разобраться, что такое одежда премиум-класса по минским меркам и почему солидные бренды не спешат открывать свои магазины в Беларуси. Об этом читайте в нашем репортаже из столичного бутика «ТОП luxury».
«Дизайном бутика занималась известная итальянская архитектурная группа „ИтФреймс“. Автором идеи стал архитектор Сержио Сарторио — профессионал, который делал такие магазины, как Fendi и Dolce & Gabbana. Перед вами интерьер мирового уровня. Он уникален, потому что им занимался уникальный архитектор. Это сочетание цветов ни на что не похоже», — совладелец бутика Андрей Дедович делает широкий взмах рукой. Перед нами торговый зал, который разбит на две части — женскую и мужскую. «Остров» примерочных расположен в центре зала.
«Наши бутики — это определенным образом выстроенная система. Мы сотрудничаем со своими клиентами, мы их очень любим. Люди, которые делают у нас покупки, могут испытать внутреннее состояние подъема и радости. Это и есть результат обслуживания премиум-класса. Как правило, люди покупают не одежду. Ее можно купить в других магазинах. Мы же пытаемся услышать людей и понять, что им важно. Как правило, это нечто совершенное иное, чем одежда: настроение, некая потребность, возможно, даже психологическая компенсация, ощущение радости и беззаботности от того, что сделан правильный выбор», — рассуждает Андрей Дедович.
О ценах в таком магазине говорить не принято. По словам совладельца, стоимость вещи — риторический вопрос: «Если вы решили выбрать себе новый Mercedes S-класса, наверное, вы уже не задумываетесь о цене. Ведь все в этом мире относительно, но статус — вещь объективная. В какой-то момент человеку нужно повысить или подчеркнуть свой статус. Как это сделать? Самый простой способ — хорошо одеться. Одежда — это универсальный язык… Ценовая гамма в „ТОП luxury“ — от демократичных цен Patrizia Pepe до цен первой линии Michael Kors. Я не буду называть конкретные цифры, потому что это дурной тон. Тот, кто знает, тот понимает».
«В нашем бутике очень интересный подбор брендов: от минимализма (Martin Margiela) до коллекций известного русского дизайнера Александра Терехова. Здесь же Celine, Stella McCartney, Michael Kors. Мужская группа представлена линией Etro, Julian Keen, Ischys, L.B.M. 1911. Это подборка для людей, которые являются гурманами стиля, — уверен Андрей Дедович. — Любой человек, даже бабушка в деревне, даже старик, который пасет овец, может быть очень стильным. Стиль, как я его вижу, — это гармоничное сочетание форм и деталей. Это ни в коем случае не цена. Душевное состояние, с которым вы носите одежду, определяет стиль».
«Вы спрашиваете, кто наши покупатели? Сколько белорусов находятся в гармоничном сочетании с внешней средой, внутренним миром? Я думаю, это и есть наши клиенты», — считает совладелец бутика.
Менеджер сети бутиков Елена говорит, что количество посетителей зависит от сезона. К примеру, летом многие уезжают в отпуск. «Наши клиенты — это люди, которые любят себя, любят комфорт, — рассказывает она. — Для них важно поддерживать свой уровень в одежде. Я не могу сказать, что это какие-то звезды. Это абсолютно разные люди. Объединяет их одно: они действительно ценят, любят, понимают то, в чем будут ходить. Видят, что это не просто вещи с этикетками, а мировая мода. Есть среди наших покупателей и учителя, и врачи».
«Сейчас у нас скидки 60%, потому что мы в полную силу получаем зимнюю коллекцию, — продолжает „экскурсию“ по бутику Елена. — Нигде в Европе нет таких скидок. Мы идем навстречу клиенту. Если сравнивать уровень цен за границей и у нас, то здесь не дороже. Люди привыкли думать, что они приедут за границу и купят намного дешевле. Это все не так».
Об ошибочных представлениях белорусов о том, что за границей дешевле, говорит и Андрей Дедович: «Когда человек получает необходимый сервис, он делает правильный выбор. В этом смысле покупать здесь, на белорусском рынке, выгоднее, чем за рубежом. Да, может быть, есть какой-то проигрыш в цене. Но если вы возьмете калькулятор, подсчитаете потерянное время, стоимость билета, хорошей еды, вина, кофе за границей… Сколько стоит пять минут вашей жизни? Время бесценно. Кроме того, во время шопинга за рубежом вы не получаете никаких гарантий, нет возможности вернуть товар. И еще один момент. Когда вы попадаете в Европу и совершаете там покупку, для всех этих людей вы — русский. Неважно, белорус вы, украинец или казах. И отношение к вам не самое приятное».
По словам бизнесмена, солидные бренды готовы осваивать рынки в небольших городах. Но почему же тогда уважающие себя марки не спешат открывать фирменные магазины в Минске?
«Рынок бутиков премиум-класса в Беларуси очень узкий. Но не потому, что денег в стране нет. Просто нет такой ценности — хорошо одеваться. Да, безусловно, по Минску ездит много красивых новых машин. Потому что машина — это ценность в понимании большинства людей, живущих здесь. А вот брендовый пиджак… Давайте подумаем: в какой части белорусского общества ценно и для чего выгодно хорошо одеваться? — рассуждает Андрей Дедович.— У нас же нет мест, где можно продемонстрировать свой статус и произвести впечатление. Три-пять столичных заведений в тренде — и все. Ради этого одеваться? Но иногда все-таки открываются хорошие места. Недавно начал работать клуб „Блондинки и брюнетки“. Там очень жесткий дресс-код. Я считаю, это правильно. Надо отдать должное человеку, который это придумал, он делает хорошее дело: приучает ту часть населения, которая может себе это позволить, одеваться правильно, в системе дресс-кода».
По мнению Андрея Дедовича, стремление покупать дорогую одежду, выставлять богатство напоказ у белорусов не в почете: «Высокие бренды стремятся сделать свой монобренд и руководить продажами самостоятельно. Да, они сотрудничают с операторами небольших рынков. Но здесь прежде всего нужно четко учитывать не финансовый уровень, а культуру. Если мы будем сравнивать ментальность богатых людей Краснодара и ментальность богатых людей Минска, то они будут разными. Для белорусов важна поговорка: „Глубокий ручей не журчит“».
Корреспондентам Onliner.by удалось изучить ценники в «ТОП luxury». Как оказалось, большинство из них вполне демократичны: брендовые вещи из натуральных тканей стоят 2—4 млн рублей. Женские марки одежды Patrizia Pepe, Theory, мужские Julian Keen и L.B.M. 1911 — это трикотаж, шелк и хлопок, доступные покупателям middle class.
Есть в бутике и бренды принципиально другой ценовой категории. Хотя справедливости ради стоит отметить, что такой одежды в процентном соотношении немного. Например, классическое черное платье Michael Kors стоит 17 млн 260 тыс. рублей, а юбка с малиновыми узорами — 15 млн 250 тыс. Другие известные марки одежды класса люкс — это Celine и Etro. Розовое платье за 12 млн 380 тыс., шелковая юбка в пол с этническими мотивами за 15 млн 150 тыс., синее платье с белым принтом за 10 млн 950 тыс.
Мужской пиджак Etro из новой коллекции обойдется в 12 млн 630 тыс. рублей, сорочка с огуречным принтом — в 3 млн 190 тыс. Брюки стоят 5 млн 780 тыс., куртка — 16 млн 100 тыс.
Кроме брендовой одежды, в «ТОП luxury» можно подобрать и соответствующие аксессуары. Например, женские сумки Celine — за 21—24 млн рублей. Это, пожалуй, самые дорогие аксессуары из представленных в бутике. Немного уступают в цене мужские изделия Ischys из натуральной крокодиловой кожи: папка для документов за 16 млн 780 тыс., чехол для часов и браслетов за 19 млн 180 тыс., черное портмоне за 8 млн 390 тыс.