Мнение: при накопительной системе белорусы могли бы выходить на пенсию, имея на своем счету больше $80 тыс.

 
1635
05 июля 2013 в 10:20
Источник: Антон Болточко, экономический аналитик ОО «Либеральный клуб»
Источник: Антон Болточко, экономический аналитик ОО «Либеральный клуб»

В очередной раз белорусские власти пришли к выводу, что необходимо повысить пенсию. В соответствии с указом президента с 1 июля в стране произведена корректировка средней заработной платы работников по республике, примененная при последующем пересчете пенсий, и осуществлен перерасчет трудовых пенсий. Несмотря на то, что в среднем трудовые пенсии увеличились на 10,2% (до 2174 тыс.), это все еще не те деньги, которые заслужили наши пенсионеры.

Действующая пенсионная система Беларуси строится по принципу: будущее поколение заплатит за сегодняшнее. Другими словами: пенсия в Беларуси выплачивается из части дохода сегодняшнего работника, который делает отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Его же пенсия напрямую зависит от того, как добросовестно будет делать такие же отчисления следующее поколение работников.

Такая система перераспределения средств не справедлива и для работника, и для пенсионера. Почему? Предлагаю посчитать.

На сегодня распорядителем пенсионных средств является ФСЗН. Формируется он из обязательных отчислений от работника и его работодателя: 1% от оклада платит сам работник, 34% от оклада выплачивается работодателем. Однако стоит понимать, что все то, что обязан уплатить в ФСЗН работодатель, могло бы быть потенциальной заработной платой самого работника.

Представим себе, что уплачиваемые работником и его работодателем 1+34% шли бы на сберегательный счет этого работника, а не оставались в руках государства для дальнейшего перераспределения. Тогда вся накопившаяся сумма использовалась бы работником после выхода на пенсию по его усмотрению: покупка домика на пляже, туристические поездки и т. д. Все зависит от того, сколько удастся накопить.

Примем во внимание средний стаж работы работника — 35 лет. Оклад установим на уровне $575 в месяц (средняя заработная плата по Беларуси за май 2013 года в пересчете на доллары США) и предположим, что она сохраняется на протяжении всей трудовой деятельности на этом уровне. Если она будет расти, то и объем накопленных средств, рассчитываемый нами, тоже будет увеличиваться. Поэтому для расчета среднего размера накоплений можно принять условие стабильности заработной платы. Кстати, именно это условие будет одним из основных, почему накопительная пенсионная система сегодня невыгодна для государства. Но об этом позже. Вернемся к расчетам.

За 35 лет работы наш работник заработает $241 500. Из них он будет обязан уплатить 1% в пенсионный фонд, то есть $2415; его работодатель — 34%, то есть $82 110. Итого получаем, что если бы эти деньги перечислялись на счет работника, то к 60 годам (пенсионный возраст для мужчин, для женщин — 55 лет) на нем было бы $84 525. Совсем неплохая сумма для заслуженного отдыха.

Теперь посчитаем, сколько сегодня реально получает пенсионер. Средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составляет 66,6 лет. Таким образом, сильная половина человечества после пенсии в среднем живет 6,6 года. Средняя пенсия с 1 июля 2013 года составляет 2174 тыс. ($247) в месяц. Примем тоже условие, что и для заработной платы: пенсия остается неизменной на протяжении жизни. За 6,6 лет пенсионер получит только $19 562. Выходит, что пенсионер получает намного меньше, чем было перечислено им и его работодателем в ФСЗН за время работы.

Если государство действительно борется за справедливость, тогда необходимо переходить на накопительную пенсионную систему. В мировой практике существует достаточно много примеров по организации пенсионной системы, когда работник сам распоряжается своими накопленными средствами. Социальные издержки перехода от одной системы к другой можно предусмотреть и компенсировать за счет других источников. Например, направлять бюджетные деньги не на поддержку убыточных предприятий, а на выплату пенсий в переходный период.

При этом накопительная система позволяет работнику передавать накопленные средства по наследству в случае смерти. Сегодняшняя система не предусматривает этого. В случае смерти работника родственникам выплачивается единовременное пособие, которое не отличается большим размером.

Почему же государство не перейдет на новую систему? Одним из основных факторов является то, что при накопительной системе очень важно иметь стабильную экономику. Высокая инфляция, девальвация — все это не позволяет надежно сохранить накопленные средства работников. Поэтому изначально необходимо научиться не баловаться с экономическими показателями, а серьезно подойти к определению «стабильная экономическая ситуация в стране».

Существуют и другие факторы, но факт остается фактом: на сегодня государство даже не ведет речи о реформе пенсионной системы. 2,5 млн пенсионеров в Беларуси остаются заложниками старой системы, и многим приходится после пенсии идти работать дальше, чтобы жить достойно.

Простой пример, показанный выше, отражает суть проблемы, которая существует сегодня в Беларуси. И волновать она должна не только пенсионеров. Ведь все мы когда-нибудь будем ими.