В Давид-Городке разгорается конфликт между цыганами и белорусами

 
2320
13 июня 2013 в 9:35
Источник: «Заря»
Источник: «Заря»
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Возбуждение уголовного дела против 57-летнего жителя Давид-Городка, который ранил цыгана выстрелом из охотничьего ружья, вызвало шквал комментариев в интернете. Корреспонденты газеты «Заря» отправились разбираться в конфликте коренных полешуков и цыганской диаспоры.

Эмоции «стреляют в упор»

Главный фигурант дела о стрельбе Иван Босовец встретил нас на крыльце своего дома, только что закончив работы в теплице. Как и многие в здешних местах, он занимается выращиванием огурцов и помидоров на продажу. Причем дело поставлено достаточно основательно: три парника, обтянутых пленкой, занимают значительную часть его приусадебного участка.

— Огурцы — мой основной заработок, — объясняет Иван Босовец. — Под парниками — пять соток. Сами понимаете, работы хватает, вот и пашу с утра до вечера.

— Говорят, в одной из этих теплиц вы и стреляли в непрошеных гостей? — спрашиваю у него.

— Да нет. Стрелял я в другом месте. Дело было на Радоницу. Утром я вышел на улицу и увидел двоих соседских пацанов-цыган, сидевших на крыльце своего дома. Не знаю, что на меня нашло, но я вдруг вспомнил старые обиды, взял свое охотничье ружье, подошел к калитке и на эмоциях выстрелил в их сторону дробью. Я как увидел, что ранил в руку одного из них, так сразу сам и вызвал милицию. Когда приехали милиционеры, отдал им ружье и рассказал, как было дело. На три дня меня забрали в Столин в изолятор временного содержания, возбудили уголовное дело по статье «Угроза убийством», а затем отпустили домой. Вину свою я признал — сейчас жду суда. Каждый день хожу сам не свой и сильно жалею, что схватился тогда за ружье.

— Что же это за обиды такие, чтобы начать стрелять в людей? — спрашиваю.

— Я и говорю, что и сам не рад из-за этой стрельбы, — оправдывается Иван Васильевич. — Но вы поймите, проблемы с цыганами-соседями у меня начались не вчера, а лет семь назад, когда они тут поселились. Зимой, когда нечем топить дом, воруют дрова или ломают забор. Бывает, замки в хате вскроют или окно выбьют. Весной лазят за огурцами в парники, пробивают там пленку. А в это дело столько труда и денег вложено! Где-то перед Пасхой я им говорю: ребята, кончайте пакостить, а то плохо будет. А цыгане мне в ответ: «Сгоришь ты, Ванька, вместе с парниками». И как же тут можно спокойно жить? Вот нервы и не выдержали...

Кто не работает, тот не ест?

В Давид-Городке нервы на пределе, похоже, не только у Ивана Босовца, но и у других людей. Такое впечатление сложилось у меня после разговора с группой городчуков на центральной площади населенного пункта и на электромеханическом заводе. Претензий к представителям цыганской диаспоры у них накопилось немало, и высказывались люди весьма эмоционально.

— По нашей Коммунальной улице и днем пройти боишься, — возмущается живущая там Мария. — Цыганята, которые часто играют там, забрасывают песком и грязью не только наших детей, но и взрослых. Сделаешь им замечание — они тебя таким матом обложат!

— Раньше у нас и на дома никто замков не вешал, а теперь они не то что на домах, на всех теплицах висят. Пошло все это с перестроечных годов, когда в Давид-Городок стали приезжать и селиться цыгане чуть ли не из всего Союза, — присоединилась к разговору пенсионерка Александра Васильевна. — До этого тут жило всего несколько цыганских семей, все — работящие люди. А с начала 2000-х, когда цыган к нам стало приезжать все больше, чередой пошли преступления, причем такие серьезные, как торговля наркотиками и убийства. 

— Почему никто не интересуется, за какие средства живут цыгане? — удивляется мать троих детей Анжела. — Ведь из них почти никто не работает. Ладно, одни получают пособия на детей. Зато остальные либо воруют и обманывают, либо незаконно торгуют разным барахлом по деревням или попрошайничают. Как подходит Рождество, цыганки берут детей на руки и пошли просить сало-мясо в Ольшаны. Зачем им работать? И так накормят. Я, конечно, Бенча (так местные по-своему называют Ивана Босовца) не оправдываю, но понимаю. Чтобы поставить детей на ноги, «пухнешь» в этой теплице с шести утра, рассчитываешь заработать, а кто-то приходит и ворует твои огурцы, ломает парник. И часто эти кражи сходят ворам с рук. Поэтому некоторые цыгане нам открыто и говорят: «Через десять лет мы тут станем главными и будете вы жить не в Давид-Городке, а в „Цыган-Городке“». 

— А я хочу спросить, отчего так получается... — недоумевал еще один работник электромеханического завода. — Как служить в армии — цыган не берут, потому что те, мол, малограмотные (многие из них оканчивают только начальную школу), а водительские удостоверения они, однако, получают и ездят на машинах!

Городчуки уверены: раз цыгане пользуются такими же правами, как и все остальные граждане Беларуси, то наравне со всеми должны работать, платить налоги, служить в армии. От местных властей они ждут, чтобы те не давали разрешение на приобретение цыганами жилья и заставили их жить по закону.

— Мы боимся, что если не будет приниматься никаких мер, то могут начаться самосуды. Первый звоночек уже прозвучал, — сказали напоследок люди.

Учеба и труд все перетрут

Владимир Головач, председатель Давид-Городокского горисполкома, имеет свою точку зрения по проблеме взаимоотношений коренных жителей и лиц цыганской национальности.

 — Мы не можем допустить у себя возникновения какой-то межнациональной вражды и самоуправства, — считает председатель, — а для этого надо всегда действовать в рамках закона. Сейчас в Давид-Городке проживают 65 цыганских семей общей численностью 365 человек — более 5 процентов от общего числа жителей города. Конечно, у цыган за столетия сложился своеобразный уклад жизни, отличный от нашего, и сразу изменить его нереально. Поэтому мы прежде всего решили делать ставку на воспитание подрастающего поколения. Считаю, что если цыганские дети получат полноценное образование и какую-то специальность, то их образ жизни сложится по-другому, чем у родителей, и мы сможем разорвать замкнутый круг. Ведь учеба, как известно, приучает ребенка к труду. Поэтому на постоянном контроле в исполкоме находится исполнение закона «Об образовании» и посещение детьми учебных заведений. Сегодня у нас насчитывается более 130 несовершеннолетних цыганской национальности, и почти половина из них ходит в школу.

Что же касается вопроса о покупке цыганами жилья, то ко мне иногда люди приходят чуть ли не целыми улицами и требуют: запретите такому-то продавать цыганам дом. А как я могу запретить? Это частная собственность, и человек сам вправе ею распоряжаться. Немало домов цыгане и сами продают друг другу. Говорят, мол, горсовет массово покупает цыганам дома. На это отвечу так: за последние 5 лет свои жилищные условия улучшили шесть цыганских семей — три семьи получили льготные кредиты на покупку жилья, а еще троим выделили жилье социального пользования. Все эти действия осуществлялись в рамках действующего законодательства. Сейчас в исполкоме на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий стоит 15 цыганских семей, из которых 10 — многодетные.

Мы стремимся к тому, чтобы и взрослые занялись общественно полезным трудом. Если на своем приусадебном участке, где теперь растут только сорняки, они поставят парник и сами посадят огород, то будут ценить чужой труд и не полезут к кому-то ломать теплицу. Но успехами здесь, к сожалению, хвастаться не приходится. Из всех наших цыган официально работает только два человека, еще двое зарегистрированы индивидуальными предпринимателями. Правда, есть надежда, что некоторые сдвиги в этой области все же произойдут. И вот почему. Цыгане, как правило, официально не оформляют свой брак, поэтому многие женщины-цыганки числятся матерями-одиночками. До недавнего времени они все получали пособия на детей до 18 лет и жили за счет них. Теперь, когда такие пособия отменены (за исключением некоторых случаев), думаю, что многим придется искать работу. Правда, вряд ли все цыгане станут трудоустраиваться. А заставлять их работать мы не имеем права. Если бы, как в советские времена, была предусмотрена ответственность за тунеядство, воздействовать на таких людей было бы проще.

Маленький процент и большие проблемы

Мнения о том, что в отношении лиц, ведущих асоциальный образ жизни, надо принимать какие-то меры законодательного характера, придерживается и начальник отделения милиции Давид-Городка Владимир Горегляд.

— Одна из серьезных проблем нашего города, да и в целом района, — высокий уровень преступности среди лиц цыганской национальности, — говорит он. — Еще не забыт 2007 год, когда в течение двух месяцев цыгане совершили два жестоких убийства, одно из которых было сопряжено с разбоем. В 2012 году цыганами совершено 9 преступлений (кражи) в нашей зоне обслуживания, что составляет 18% от общего количества преступлений. И это при том, что цыганское население составляет только 5,2% всех жителей города. Кроме того, в минувшем году на лиц цыганской национальности было составлено 310 административных протоколов, в основном за управление автомобилями без прав.

Каждый сам за себя

Представитель цыганской диаспоры Руслан Базылевич, который работает худруком в Давид-Городокском доме культуры и возглавляет созданный в прошлом году самодеятельный творческий коллектив «Ритмы ромен», считает, что для изменения негативного отношения к себе в первую очередь усилия должны приложить сами цыгане.

— Скажу так: нет плохих наций, а есть недостойные их представители. Это относится и к цыганам. Уже не раз возникали разные вопросы из-за неправильного поведения отдельных цыган. Да, наша семья пользуется в Давид-Городке определенным уважением, и при встречах я говорю некоторым из них: делать так и так нехорошо. Кто-то прислушивается, а кто-то — нет. Ведь у цыган каждый отвечает сам за себя, и мне могут ответить: «Какое твое дело?» Поэтому воспитанием в первую очередь должны заниматься отцы и матери. Я вот, например, вырос в строгой семье, где воспитывалось семеро детей. Наш отец работал водителем погрузчика на электромеханическом заводе и с детства приучал нас к труду. Все мои братья и сестры получили образование: одни окончили институт, другие — техникум или профтехучилище и сейчас заняты делом. Конечно, и власть должна принимать какие-то меры. У нас в Доме культуры собрали жителей-цыган для профилактических бесед. После недавнего инцидента (имеется в виду стрельба по цыганским парням) не помешает собраться еще раз. Надо всем вместе находить пути решения проблемы, поскольку цыган из Давид-Городка на какой-то остров не перебазируешь.