Мнение: в Беларуси лучше не связываться с доставкой товаров из-за рубежа — это заповедник бюрократии

 
30 003
27 мая 2013 в 11:10
Источник: Александр Зеньков
Источник: Александр Зеньков

Многие белорусы заказывают товары в зарубежных интернет-магазинах, и процесс этот, надо сказать, весьма и весьма запутанный. В редакцию Onliner.by обратился читатель Александр Зеньков, который недоумевает: почему обычные операции, связанные с экспресс-доставкой, обросли у нас махровым бюрократизмом?

Итак, по порядку. Есть множество зарубежных сайтов, где цены на распродажные товары очень привлекательные. Однако есть такой минус, что они работают только с надежными фирмами экспресс-доставки (DHL, FedEx и т. п.). Увы, в случае Беларуси доставка резко перестает быть «экспресс».

Все товары приходят в Национальный аэропорт Минск и попадают на таможенный склад. Значит, чтобы забрать свои вещи, вам придется ехать в аэропорт. Сразу предупреждаю, лучше планируйте провести там весь оставшийся день, ибо кто-то организовал все так, что получение своих вещей превращается в чрезвычайно долгий и муторный квест.

По приезде в аэропорт нужно проехать еще километра полтора (очень все-таки рекомендуется ехать на автомобиле, потому как до остановок общественного транспорта весьма далековато потом все тащить). На проходной аэропорта нужно выписать пропуск. С утра там большая очередь на выписку пропусков. После прохождения досмотра и контроля вас пропустят на территорию аэропорта. Там нужно будет пройти еще метров 500 до здания с надписью «Белпочта».

Собственно, в этом здании и начинаются основные «удивления».

После получения у представителя DHL бумаг на свою посылку вас отправляют на таможню. Начинают они работать с 9:45. К 9 утра уже собирается очередь. Очередь идет ОЧЕНЬ медленно, далее вы поймете, почему. В общем, прорвавшись к заветному окошечку, вдруг понимаешь, что очень плохо не читать все, что написано на стендах по периметру комнаты ожидания. Тебя отправляют переписывать все, что написано в инвойсе, от руки на малюсенький бланк таможенной декларации…

Наконец ты опять попадаешь к окошку (кстати, вот так и не смог понять, почему они его делают таким низеньким и малюсеньким, всем, кто выше 160 см, приходиться стоять, низко кланяясь таможеннику). Подаешь весь ворох бумаг таможеннику, и — удивительно! — девушка начинает все заполнять вручную! Под КОПИРКУ! Хотя странно: компьютер ведь стоит для чего-то. Впрочем, ожидание это недолгое, минут 15, и даже приятное, потому что в комнате таможенников стоит кондиционер, можно передохнуть от ужасной духоты в комнате для посетителей.

Далее, посчитав на калькуляторе сумму таможенных платежей (кстати, очень немаленькую: процентов 40 от суммы заказа где-то получается), опять же вручную девушка выписывает квитанции и отправляет в другое крыло здания, где сидят представители «Белпочты».

Там тоже, как правило, уже стоит очередь (впрочем, уже начинаешь привыкать). Женщина в какой то древнющей программе под DOS (я такие только лет 15 назад видел) медленно одним пальцем вводит все твои паспортные данные, включая длиннющий номер паспорта, потом данные первой квитанции. Потом еще раз вводит вручную все паспортные данные и заполняет вторую квитанцию. В общем, на каждого в очереди еще минут по 15. Теперь внимание! Все это время девушка на таможне тебя ждет! И никого не принимает. Всех, кто пытается прорваться в заветную комнату с кондиционером, отправляют ждать назад на место.

Наконец-то отдаешь квитанции. Расписавшись на бланках (да-да, тех, что написаны под копирочку), идешь назад — к дамам из «Белпочты» в другое крыло, которые опять начинают считать на калькуляторах очередные платежи, опять заносить в компьютер твои паспортные данные в те же программы. Долго все, жарко. После очередной оплаты тебя отправляют уже на склад.

Наконец-то! Думаешь: вот-вот я заберу свою ненаглядную посылочку с драгоценной курточкой. Однако стоп. Нужно заполнить еще бумажки на складе (естественно, все вручную, компьютеры придумали ленивые бездельники) под бдительным взглядом очередного сотрудника «Белпочты». Потом, после проставления отметки в двух пропусках, тебя наконец-то выпускают из здания.

Это я рассказал самый оптимистический вариант развития событий. Есть еще и плохой вариант. Я вот, к сожалению, на него и напоролся по незнанию. Съездив пару раз в аэропорт, я понял, что заказ по несколько вещей — это просто перевод своего времени на бессмысленный бюрократизм и стояние в очередях. Поэтому заказал сразу все, что хотел, на всю семью (одежду, купальники и прочее), чтобы съездить туда только один раз и больше себя не мучить.

Памятуя, что придется стоять в очереди и заполнять таможенную декларацию вручную, я решил ускорить процесс и заполнить ее в электронном виде. Скачал с сайта таможни (они, кстати, специально ее сделали так, чтобы заполнить бланк декларации в PDF можно было только вручную, «скопировать-вставить» — для слабаков). Однако, как выяснилось, такой вариант не прокатил. Пришлось все перезаполнять вручную, вспоминать навыки обращения с шариковой ручкой. Вот, кстати, туда ее берите всегда с собой! Таможня — организация небогатая и ручку для заполнения бланков на столе выделить не может.

В этот раз я приехал к 8 утра, чтобы пораньше освободиться. У окошка в 9:55 я был ошарашен. Мне сказали, что посылку пускать не будут, так как я задумал все перепродать! Сдаваться так просто не хотелось, потому что заказ был на $700, просто так их потерять было бы очень обидно. Собирали с женой деньги долго. Пошел к начальнице на поклон… Потом к начальнику… Без толку. Пришлось идти просить доставщиков все отправлять назад. Денег, конечно, жалко. Впрочем, надеюсь, что за товар как-нибудь средства вернут…. А вот $200 за доставку придется подарить.

В общем, квест незабываемый. У нас по телевидению, радио, в газетах непрерывно рассказывают, как успешно идет борьба с головотяпством. А тут просто какой-то заповедник бюрократии и бессмысленной работы. Впрочем, может, так все и задумано?