Эксперт пояснил, почему джинсы на минском рынке стоят в три раза дороже, чем в Вильнюсе

 
5740
04 марта 2013 в 9:31
Источник: СТВ
Источник: СТВ

О правилах игры в белорусском малом бизнесе в интервью каналу СТВ рассказал глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Эксперт убежден, что только честная конкуренция может изменить ситуацию с высокими ценами.

О социальной ответственности бизнеса

— Я вам скажу честно, нам в стране повезло — у нас очень социально ответственные бизнесмены, — заявил Маргелов. — Конечно, они смотрят в свой карман, но не менее тщательно они смотрят в карман своих работников. И поверьте, годами работать без прибыли (некоторые обыватели будут смеяться, что такое возможно) могут только белорусские бизнесмены, когда они хотят удержать свою команду, раздавая все (или даже больше) на зарплату. А все для того, чтобы сохранить перспективу для работы. Я таких знаю тысячи предприятий. Тысячи. Что касается социальных гарантий, за редким уже сегодня исключением, где начинающие микропредпрития не платят бюллетени или не дают отпуска. На большинстве предприятий эта проблема давно решена. То, что зарплата в конвертах, — это есть просто определенные виды бизнеса, они где-то остались. А в целом эта проблема, скажем, уже уходит на второй план.

О высоких ценах

— Почему в Минске на рынке джинсы стоят $100, а в Вильнюсе в магазине — $30—40 та же торговая марка?

— Сегодня, к сожалению, наши мелкие предприниматели на рынках больше выбирают стратегию не торговли с оборота, а торговлю с наценками, — поясняет эксперт. — То есть найти одного покупателя и подороже продать товар, нежели найти трех, которым продать подешевле. Сегодня наша рыночная торговля стремительно теряет долю на рынке. Если 7 лет назад доходила доля продаж на рынках от общего товарооборота страны до 38%, то сегодня она уже упала ниже 19%. Люди действительно значительно меньше стали ходить на рынки. Эту долю отобрали крупные сетевые структуры. И в этих условиях на рынке и в торговых центрах очень дорогие аренды, налоги. И то, что люди самостоятельные, они не могут создать дееспособную структуру с низкой себестоимостью благодаря таким экономическим условиям. У них остается только один путь — повышать цену и ждать, что из этого выйдет. Это тоже не вариант. И в связи с этим говорят о том, что в существующих условиях нет у таких торговцев перспективы. Они должны думать сегодня, как завтра быть конкурентоспособными. Это действительно огромная проблема для мелких торговцев.

О крупных сетевых структурах

— Сегодня наши крупные сетевые структуры благодаря вот этому правовому вакууму получили настолько сильные конкурентные преимущества не по заслугам, не по труду, а потому что они крупные и сильные, — убежден Маргелов. — Поэтому они безраздельно могут для большинства поставщиков диктовать свои условия. А в то же время наши мелкие рыночные торговцы неразворотливы и действительно не склонны к кооперации и созданию дееспособных структур, в том числе торговых центров, которые были бы концептуальны. Тогда конкуренция была бы другая — джинсы к джинсам, кофточка к кофточке… Ключ к решению вопроса один: нам нужно создавать действительно реальную конкуренцию, когда вы идете за джинсами и знаете как минимум три-четыре конкурирующих предложения. Тогда это реальная конкуренция.