Российские нефтяники требуют отдать им белорусский нефтяной рынок в исключительное пользование

 
154
25 февраля 2013 в 13:00
Источник: «Известия»
Источник: «Известия»

По информации «Известий», пять крупнейших российских нефтяных компаний попросили президента России закрепить за ними монопольное право поставок нефти в Беларусь. Экспорт в нашу страну — одно из самых рентабельных направлений бизнеса российских компаний.

При возникновении конкуренции между отечественными поставщиками белорусы получат дополнительный козырь для «выбивания» преференций от России. Это может обернуться миллиардными убытками для казны, утверждают крупнейшие корпорации. В такой сценарий не верят Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), выступившие за свободную конкуренцию между российскими компаниями. Окончательное решение, скорее всего, останется за президентом.

В декабре главы «Сургутнефтегаза», «Газпромнефти», «ТНК-ВР Холдинга», «Роснефти» и «Лукойла» обратились с письмом президенту Владимиру Путину.

«Они попросили закрепить за их компаниями право экспортных поставок нефти в Беларусь (в том числе для переработки на НПЗ). Другие российские компании, таким образом, право экспортных поставок нефти в соседнюю республику лишатся», — рассказал представитель одной из компаний. В ФАС подтвердили наличие инициативы пяти нефтяных компаний. Администрация президента РФ, прежде чем принять решение, запросила мнение ФАС и Минэнерго.

В настоящий момент экспорт «черного золота» в Беларусь является одним из самых привлекательных направлений поставок для российских компаний. Прибыль, которую здесь удается получить нефтяникам, действительно велика, говорит начальник аналитического отдела ИК «Церих Капитал» Николай Подлевских.

Это подтверждают и сами нефтяники, мнение которых дополнительно запросило Минэнерго. Так, «Лукойл» сообщил, что в 2012 году поставил в Беларусь 4,4 млн тонн нефти: 1,6 млн тонн — на Мозырский НПЗ, 2,8 млн — на Новополоцкий НПЗ. Средняя эффективность таких поставок дополнительно обеспечила $12—14 на каждую тонну по сравнению с нефтью, продаваемой через российские порты. Кроме того, 50% поставок компания направляла на переработку. Прибыльность давальческой схемы составляла $30 на тонну. Обладая собственной сбытовой сетью в Беларуси, «Лукойл» увеличивал маржу еще более чем на $14. Таким образом, общий валовый доход давальческой схемы переработки оценивается компанией в более чем $56 на тонне (доходность нефтепродуктов Мозырского НПЗ на $12 на тонну выше, чем у Новополоцкого).

Ранее было принято протокольное решение правительства о том, что поставки должны быть экономически обоснованы и осуществляться в интересах не только Беларуси, но и России, рассказал источник в «Транснефти». Потребности самой республики составляют 6 млн тонн, но Беларусь хочет перерабатывать значительный объем нефти: речь идет и о 15, и о 20, и даже о 23 млн тонн.

При этом в республике возникает профицит бензина, который она не возвращает в Россию, а продает другим странам. Это не только лишает бюджет пошлинных платежей, но и нарушает всю рыночную ситуацию в соседних странах — Украине и Польше. Это ущемляет интересы российских компаний. Для наведения порядка ранее и было принято решение установить жесткий контроль за объемами поставок нефти. Круг «избранных» был ограничен пятью компаниями: добиться единой ценовой политики от 20 структур попросту невозможно, поясняет источник.

Впрочем, позиция «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Газпромнефти», «ТНК-ВР Холдинга» и «Лукойла» не нашла поддержки в Минэнерго и ФАС. В письме нефтяникам, а также в ответе, направленном в администрацию президента, ведомства сообщили, что считают изменения «нецелесообразными».

Равный доступ на белорусский рынок является «палкой о двух концах», говорит Николай Подлевских. С одной стороны, нужно соблюдать рыночные принципы для российских компаний, с другой — Беларусь и так получает значительные преференции от крупнейших российских нефтяных компаний. Реализовать небольшие объемы средним игрокам рынка будет значительно проще, но это может «испортить игру» не только «гигантам», но и государству, отмечает эксперт. В настоящий момент Минэнерго сообщило о своей позиции, согласованной с ФАС, в администрацию президента, где, вероятно, и будет приниматься окончательное решение.