«Беларуси понравилось продавать нам трубы», — заявил глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью ИА REGNUM.
Напомним, 19 февраля председатель Госкомимущества Беларуси Георгий Кузнецов объявил, что белорусский участок нефтепровода «Дружба» следует продать иностранному инвестору. «Все должно приносить отдачу. Какой смысл в мертвом железе?» — пояснил он.
Симонов отметил, что в данном случае речь идет об одном иностранном инвесторе — России. «Никому больше кусок трубы в единой системе, которая идет из России и заканчивается в Европе, не нужен. Другое дело, нужен ли он нам», — сказал он. Он подчеркнул, что активы, которые действительно интересны России, — это нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и в Мозыре, а также «Беларуськалий».
Эксперт полагает, что с учетом тяжелого финансового положения Беларуси и того, что Россия стала более сдержанной в предоставлении ей кредитов, у Минска нет другого пути, кроме как продавать государственное имущество. «И он уже к этому относится довольно спокойно, хоть и торгуется», — добавил Симонов.
Он подчеркнул: «У России есть серьезный профицит в транзите нефти, потому что на Балтике построено несколько крупных портов, и за счет транспортировки нефти через них „Дружба“ будет постепенно осушаться. Россия будет убирать и Беларусь, и Украину не только из газового, но и из нефтяного транзита».
Симонов считает, что ход Беларуси связан с этой угрозой. «Понятна логика: если Россия купит этот нефтепровод, то не будет держать его пустым, а налоги будут поступать в белорусский бюджет», — объяснил он.
Симонов проводит параллели со сделкой по «Белтрансгазу»: «Продали трубу России — и все, теперь „Газпром“ использует „Белтрансгаз“ в приоритетном порядке, более того, есть идея расширения трубопровода».
По мнению эксперта, белорусский президент поступает рациональнее, чем его украинский коллега. «Через несколько лет Украина может остаться, например, без газового транзита, но это ее совершенно не смущает. Видимо, ей проще развалить бизнес, чем отдать систему Москве», — заявил он.
«Беларусь уже несколько лет назад полностью продала „Газпрому“ „Белтрансгаз“, и в общем-то никаких угроз своему суверенитету не видит. Наоборот, очень неплохая сделка: компанию продали за $5 млрд и получили низкие цены на газ», — напомнил он.
Эксперт полагает, что успех новой сделки будет зависеть от названной Минском цены: «„Транснефти“ нужно четко просчитать, нужна ли ей „Дружба“, если учитывать порты на Балтике», — добавил он.
Симонов подчеркнул, что вопрос о функционировании нефтепровода касается и Европы. Он объяснил: «„Дружба“ идет в Восточную Европу, а балтийская перевалка — в Роттердам. Поэтому страны Восточной Европы остались без гарантированных поставок нефти, и их это очень беспокоит. Теперь им надо брать нефть через Роттердам, а это обходится дороже». Эксперт сказал, что симптомом этого беспокойства был вызов директора «Транснефти» Николая Токарева в Брюссель с просьбой «отчитаться об экспортной политике».