Профессор БГУ о запрете на увольнение: решение соответствует теории менеджмента, в некоторых странах действуют еще жестче

 
291
12 декабря 2012 в 8:38

Различные эксперты продолжают обсуждать подписанный президентом декрет, согласно которому работникам модернизируемых деревообрабатывающих предприятий запрещено увольняться без разрешения нанимателя. Своим мнением на страницах «Народной газеты» поделился профессор экономического факультета БГУ Борис Паньшин. Декрет, считает ученый, носит кратковременный, экспериментальный характер, направлен на упреждение возможных негативных событий в этой сфере и в целом соответствует теории менеджмента.

«Согласно теории менеджмента, успех предприятия на 20% зависит от оборудования, на 20% — от сырья, на 60% — от персонала, — напоминает Паньшин. — При этом технологическая и производственно-бытовая культура всецело определяется уровнем руководства предприятия и качествами работников. К примеру, весь японский менеджмент основан на двух принципах: первый — создание руководством такой обстановки, в которой рабочему невозможно плохо работать, и второй — работник не нарушает производственную дисциплину не потому, что это нельзя, а потому, что он сам себе это не позволит. Как люди думают и действуют, таким будет и продукт их труда».

Рост зарплат без роста производительности труда, без стремления к бережливости, по словам профессора, — это бомба замедленного действия: «В выигрыше оказываются страны с более сильными и более экономными предприятиями. Если нам, чтобы выдержать конкуренцию, необходимо еще много чего строить и перестраивать, то у наших конкурентов все уже наготове: и новые технологии, и опыт. Только пустите на рынок. ВТО открывает торговые границы, и нужно успеть завершить модернизацию и диверсифицировать экономику. Времени нет — если что-то запущено, не стоит это „забалтывать“. Поэтому цель декрета — устранить несоответствие между реально требуемой скоростью модернизации и существующими правовыми условиями труда. Для Беларуси как лесной державы деревообработка — один из моторов, разгоняющих экономику».

Ученый констатирует: «К сожалению, не каждый человек в полной мере осознает, что новое рабочее место может не возникнуть там, где он живет, а старое может просто исчезнуть под натиском конкурентов. В современной обрабатывающей промышленности стоимость одного рабочего места достигает ста тысяч долларов, и, естественно, создать высококонкурентные производства и инфраструктуру под силу только государству. Поэтому без государственной активности модернизация экономики в интересах всего общества, когда доходы распределяются справедливо, в том числе на детей и пенсионеров, невозможна. У частного инвестора интересы связаны только с его бизнесом».

Паньшин говорит, что для защиты экономических интересов государства часто принимают непопулярные решения.

«Просто в одних странах, таких, например, как Сингапур, Южная Корея, Китай, эти сценарии реализуются жестче, в других — мягче. Но во всех случаях чем дольше откладывать, тем более жесткие решения придется принимать, — резюмирует профессор. — Успешный опыт Беларуси по модернизации АПК, сельхозмашиностроения, автотракторной промышленности, по социальной защите, поддержанию чистоты и общественного порядка — хорошая основа для дальнейших преобразований в интересах повышения качества жизни населения. Важно работать и думать в масштабах всей страны. В экономике силен тот, кто действует на упреждение, а не плывет за событиями».