Чиновник: тех белорусов, которые не желают работать, нужно принуждать к труду

 
291
07 декабря 2012 в 14:49
Источник: «СБ»
Источник: «СБ»

В лексиконе белорусских чиновников все чаще встречается подзабытое слово «тунеядец». Государство осознает: часть населения деградировала, люди спиваются, отвыкли от труда — и пытается ситуацию изменить. Увы, «рецепта» от тунеядства так пока и не нашли. О проблеме пишет газета «СБ».

Портрет тунеядца многолик. Но есть особая категория бездельников. Они когда-то трудились, потом по различным причинам уволились. Остались не у дел. А жить на что-то надо. Работать не хочется. Удобнее сесть на шею родителям, чаще всего пожилым. Особенно много таких нахлебников теперь на селе. Их стали недавно выявлять простым и проверенным способом: делать дворовый обход по деревням. Так работники социальной службы совместно с сельсоветами начали составлять базу данных «группы риска».

Заместитель председателя Комитета по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома Сергей Мясников привел такие факты: сейчас в регионе зарегистрировано 2370 взрослых иждивенцев, бессовестно тянущих деньги из кармана родителей-пенсионеров. Это лишь те, с которыми социальные работники уже провели беседы. На самом деле тунеядцев значительно больше… Есть ли польза от профилактических бесед? Судите сами: только в этом году таким образом трудоустроены 196 человек, еще 102 определены на временную работу.

Решение этой затянувшейся проблемы только сдвинулось с места. Что же мешает более активно возвращать к работе тех, кто от нее отлынивает? Сельчанам предлагают быть в основном разнорабочими. Но не каждый захочет брать в руки вилы или лопату за небольшие деньги. А сесть за руль трактора, комбайна, автомобиля или обслуживать на компьютере современный доильный комплекс — дело рук специалистов. Чтобы получить квалифицированную работу, нужны хорошие умения. У кого-то они и были, но давно растеряны или безнадежно устарели.

Как же тогда быть? Сергей Мясников подсказал выход: надо срочно идти на переобучение. Чтобы получить новую специальность, с начала этого года на Гродненщине за парты сели более 1800 человек. Вот только сельских жителей среди них совсем немного. Хотя органы соцзащиты готовы оплатить им учебу, проживание, проезд и даже дать небольшую стипендию. Но только в том случае, если в районе будет сформирована полноценная группа. Собрать ее — проблема. Готовы ли неработающие сельчане обучаться?

Владимир из Щучинского района — типичный сельский тунеядец. О том, что можно бесплатно получить специальность, он слышит впервые. И новость у него особого энтузиазма не вызвала. Раньше Владимир работал в городе шофером, но лет 20 назад вернулся домой. Перебивался короткими временными заработками, а в последнее время жил только на пенсию престарелых родителей. Месяц назад умерла его мать, через несколько дней не стало и отца… Куда теперь деваться и за какие средства жить, он не знает. До агрогородка, где еще можно трудоустроиться, 6 километров, общественный транспорт туда из деревни не ходит. А до пенсии осталось еще полтора десятка лет… И в кого этот человек без гроша за душой может превратиться? Ответ напрашивается неутешительный…

Сергей Мясников убежден, что на законодательном уровне надо четко определиться, кого же сегодня считать тунеядцами. Те, кого из-под палки не загонишь на работу, должны непременно трудиться. Если не по своей воле, так по принуждению.