Эксперты составили образ белорусского предпринимателя: верующий мужчина 40 лет с семьей

 
250
03 декабря 2012 в 10:40
Автор: Владимир Лужнев
Автор: Владимир Лужнев

Эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Мария Акулова, опросив более 200 предпринимателей Беларуси, составила собирательный образ отечественного бизнесмена. В опросе также участвовали более 200 наемных работников для сравнения общего уровня доходов и выяснения социальных особенностей.

По результатам опроса выяснилось, что это мужчина 40—42 лет, женат, имеет детей, а также в большинстве случаев определяет себя верующим человеком. Среднестатистический белорусский бизнесмен имеет высшее либо неоконченное высшее образование и владеет как минимум одним иностранным языком. Также немаловажной особенностью является то, что у большинства опрошенных бизнесменов среди родственников, друзей детства или школы есть люди, занимающиеся бизнесом.

В ходе социологического исследования выяснялось, как бизнесмены и наемные работники оценивают свое благосостояние. Примерно 45% предпринимателей оценивают свой доход как «выше среднего», чуть более 30% наемных сотрудников могут сказать то же самое о себе.

Самым разительным отличием предпринимателя от наемного работника стал показатель трат на еду. Только 11% опрошенных бизнесменов более половины своего дохода тратят на пропитание. Наемных работников, тратящих на еду более половины своего дохода, оказалось почти в три раза больше — чуть более 30%.

Имеют собственный дом около 28% предпринимателей и 9% опрошенных, работающих за зарплату. Личный автомобиль есть примерно у 84% бизнесменов и у 56% работников.

Собственные ценности бизнесменов также отличаются от ценностей наемных работников. Если семья, друзья, здоровье, финансовое благополучие и свободное время приблизительно одинаково важны для обеих групп, то такие ценности, как власть, свобода, работа и служение людям, присущи в основном предпринимателям.

Финансовой основой для открытия бизнеса (можно было выбирать несколько вариантов ответа) большинство бизнесменов назвали собственные сбережения и прибыль (69,2%), а также ссуду от родственников (39,8%). Еще около 24,4% воспользовались банковским кредитом. Примерно столько же, 19,4%, одолжили деньги у друзей. Воспользовались государственной субсидией для открытия бизнеса всего 2,5% опрошенных.

Также Мария Акулова выяснила, почему большинство белорусов так и остаются работать за зарплату и не становятся бизнесменами. Примерно треть опрошенных заявила, что у них недостает средств для открытия своего дела, еще 25% считают ведение бизнеса слишком рискованным. Около 18% опрошенных посетовали на недостаток необходимых навыков, а примерно 16% боятся, что придется слишком много работать.

Любопытным выводом исследования является и то, что белорусы становились бизнесменами благодаря таким личным чертам, как жадность и стремление к росту, а также из-за факторов «друзья детства, которые стали предпринимателями» и «отец был членом партии».