Мнение экспертов: либо план президента по росту ВВП выполнен не будет, либо произойдет катастрофа

 
158
12 сентября 2012 в 12:05
Автор: Владимир Лужнев
Автор: Владимир Лужнев

На вчерашнем совещании президента, правительства и Нацбанка о работе экономики Беларуси в текущем году Александр Лукашенко дал указание правительству безоговорочно достигнуть прогнозного роста ВВП 5,5%. Своим мнением о том, будет ли достигнут этот показатель и какие в связи с этим могут быть последствия, поделились с Onliner.by директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик и председатель Клуба финансовых директоров Беларуси Андрей Карпунин.

— Александр, как, на Ваш взгляд, можно за оставшиеся неполные четыре месяца до конца года нарастить ВВП с текущих 2,5% до 5,5%?

— Во-первых, в таком требовании президента нет ничего нового или неожиданного. Безусловно, глава государства будет требовать от правительства выполнения прогнозных показателей ВВП, и в этом нет ничего нового. Другой момент в том, что он не сказал, какими способами этого достичь. А ранее Александр Лукашенко не раз говорил, что мы не должны действовать теми же методами, что в прошлом году /эмиссионная накачка экономики — прим. Onliner.by/. Поэтому я не уверен, что правительству предоставлены в распоряжение все возможные ресурсы.

И если учесть все те ограничения на их действия, включая ограничение объема кредитной поддержки предприятий, сбалансированный бюджет, отсутствие прироста прямых иностранных инвестиций, то правительству останется только не выполнить прогноз по росту ВВП.

В то же время сейчас происходит восстановление потребления домашних хозяйств, в III—IV кварталах также будет происходить восстановление объема внутренних инвестиций из-за очень низкой базы прошлого года. Основной вопрос в том, насколько быстро будет восстанавливаться неэнергетический импорт. Если не будет восстанавливаться так же быстро, как внутренний спрос, то какой-то рост, близкий к 5%, может по итогу года получиться.

— Исходя из статистических данных, даже существующий рост в 2,5% был достигнут в основном благодаря нефтехимической промышленности. Но начиная с августа там будет значительное падение в связи с закрытием экспортных растворительно-разбавительных схем. Не потеряет ли при этом белорусский ВВП большую часть своего роста?

— Если посмотреть со стороны производства, то да — произвели столько-то нефтепродуктов, и выросла добавленная стоимость по нефтехимической отрасли. Однако давайте посмотрим, из чего эти нефтепродукты делались и куда эти нефтепродукты ушли. Они в основном пошли на внешний рынок и дали какой-то плюс, но в то же время производились эти нефтепродукты из импортной нефти, которая пошла в минус. Грубо говоря, если сложить эти плюсы и минусы и учесть тот прирост внутреннего рынка нефтепродуктов, который произошел в основном благодаря России, вывозившей из восточных областей свои же нефтепродукты, получается, что, в общем-то, рост за счет «нефтянки» на чистой основе был совсем небольшой. Однако точную цифру ее вклада на основе имеющихся статданных получить довольно сложно.

Фактически весь рост ВВП был достигнут за счет падения неэнергетического импорта и роста неэнергетического экспорта. Понятно, что «нефтянка» создала нам положительное сальдо внешней торговли, но с точки зрения совокупного спроса ее вклад был не столь существенным. Поэтому если начнет сокращаться нефтехимический экспорт, то, соответственно, сократится и импорт нефтепродуктов, и на ВВП это окажет незначительное воздействие.

Другой точки зрения придерживается председатель Клуба финансовых директоров Беларуси Андрей Карпунин. По его мнению, выполнение прогнозного показателя роста ВВП теми же средствами, что и в прошлом году, может привести к катастрофе.

— Андрей, расскажите, что, по-Вашему, может произойти, если указание президента Беларуси будет выполнено и, несмотря ни на что, рост ВВП догонят до 5,5%?

— Если продолжится кредитная накачка экономики деньгами в погоне за выполнением показателя роста ВВП — это будет катастрофа для нас. Поэтому я уверен, что здравый смысл возьмет вверх, и мы не будем повторять ошибок прошлого года. Если все же предположить немыслимое, что все тяжелые уроки прошлого года будут выброшены и забыты и снова начнется неконтролируемый рост денежной массы, то последствия для страны будут самыми нежелательными.

— А как можно будет понять, что денежная масса растет избыточными темпами? С какой скоростью она должна расти в текущих условиях?

— Сейчас денежная масса должна расти со скоростью 0% в месяц. То есть роста не должно быть абсолютно никакого. Сейчас те 36%, что мы нарастили за семь месяцев с начала года, с лихвой перекрывают абсолютный годовой план по росту рублевой денежной массы на 21—25%.

— Предположим, что все силы будут брошены на то, чтобы выполнить указание президента. Какой при этом может сложиться курс доллара по отношению к белорусскому рублю?

— У нас есть «замечательно» работающая система валютного фиксинга, поэтому 9100 рублей за один американский доллар — это тот потолок, выше которого мы до конца года не прыгнем.