Россия стала членом Всемирной торговой организации 22 августа. То, чего так долго ожидали одни и боялись другие, произошло. Как повлияет вступление в ВТО главного партнера нашей страны на белорусский бизнес, и как ему дальше развиваться? Мнения белорусских предпринимателей публикует газета «Белорусы и рынок».
Юрий Тумаха, генеральный директор компании «Дорэлектромаш»:
— Белорусские предприниматели получат от вступления России в ВТО, скорее, проблемы. Если будут снижены пошлины и барьеры в России, то нашим товарам будет сложнее конкурировать. Это я говорю как производитель.
В России все декларируют, что им нужна качественная продукция. Но при тендерах и госзакупках решающей оказывается цена. В сегменте b2c пока можно работать, но в b2b становится все сложнее.
Наши предприятия сегодня не готовы к работе в новых условиях. Мы еще не готовы к реальной, здоровой конкуренции, потому что качество наших товаров в большинстве случаев уступает.
Бизнес в Беларуси в связи со сложностями, которые породит вступление России в ВТО, может, и не исчезнет. Экономика — система самовыживаемая. Но расцвета не будет. Пока никто не строит больших планов на будущее, потому что и Россию, и Европу «штормит». Естественно, все это отразится на нас.
Владимир Искорцев, заместитель директора инвестиционного агентства «Владиум»:
— Россия выторговала себе переходный период. И правила ВТО вступают в силу не сразу, а через определенный период. Это шанс для белорусского бизнеса сохранить каким-то образом свои позиции в России. ВТО снимает большинство протекционистских мер. В этих условиях белорусская промышленность реальных шансов конкурировать на российском рынке не имеет.
Частный бизнес в условиях работы России в рамках ВТО будет развиваться, если ему не будет мешать государство. Я недавно встречался с одним фермером, у которого 1 200 га земли. Он занимается и растениеводством, и животноводством, но ему нужны ресурсы. Кредиты либо не дают, либо выделяют под сумасшедшие проценты. И как он может развиваться?
Чтобы развивался частный производственный бизнес, в том числе и в новых условиях, у него должен быть доступ к производственным площадям. Сегодня есть очень много нерационально используемых и просто пустующих помещений. Но почему-то их по-прежнему не сдают частнику на выгодных условиях.
Для того чтобы частник мог конкурировать и эффективно работать, к примеру, в России на ее свободном рынке, он в Беларуси на самом высоком уровне должен быть признан равноправным игроком на этом рынке.
После вступления России в ВТО, кроме всего прочего, Беларусь может потерять зарубежных и внутренних инвесторов. У наших бизнесменов за время работы накопился опыт и определенный капитал, который они вывезут в ту страну, где нет административных барьеров, но есть огромный рынок сбыта.
Алексей Колб, директор компании ЗАО «Нетворк Системс», консультант, инвестор:
— Вступление России в ВТО, безусловно, существенно повлияет на работу белорусского бизнеса.
Если раньше Беларусь пользовалась открытостью границ с Россией и отсутствием барьеров с ней, а государственные субсидируемые предприятия конкурировали с частными российскими, то сейчас случится обратная ситуация. Россия как член ВТО не сможет защищать свой рынок от импорта дешевых китайских продуктов, которые, само собой разумеется, начнут массово поставляться, в том числе и в Беларусь. И ситуация, когда в Беларуси товары дороже, чем в других соседних странах — Литве, Польше, Украине, — очень быстро проявит свои отрицательные эффекты. Я надеюсь, что белорусские потребители вздохнут спокойнее и наконец-то менее регулярно будут ездить в Литву и Польшу за покупками, так как что-то более-менее адекватно оцененное появится в Беларуси.
Если у белорусских предпринимателей «белый» бизнес, то они могут воспользоваться преимуществами вступления Беларуси в ВТО. Но если бизнес завязан на протекционистских барьерах, на защитных схемах, то он будет вынужден пересмотреть стратегию и заниматься настоящим бизнесом.
Михаил Бороздин, директор инвестиционно-консалтинговой компании «Агентство Михаила Бороздина»:
— В краткосрочной перспективе никаких резких изменений для бизнеса не произойдет.
Россия будет все сильнее интегрироваться в мировую экономику. Начнут сниматься таможенные и прочие барьеры, которые станут усиливать конкуренцию между транснациональными и российскими компаниями. В меньшей степени будет проявляться протекционизм. Рано или поздно российским производителям придется серьезно улучшать качество своей продукции.
У российских предприятий будет происходить вынужденное развитие, а в Беларуси этого не произойдет. У белорусского бизнеса просто нет достаточных стимулов.
Если бы Беларусь и Россия вступали в ВТО одновременно, то мы бы одновременно и развивались. Впрочем, Россия будет постепенно втягивать Беларусь в свою орбиту. Другое дело — когда это произойдет. Уже сейчас белорусский бизнес немного проигрывает российскому. Они нас серьезно опередили в плане качества, эффективности, наличия капитала. С помощью либерализации мы начали их догонять.
Через 3—5 лет мы увидим, что в тех или иных отраслях в России будут более «матерые» игроки, конкурировать с которыми для белорусских предприятий станет очень сложно. Мы будем находиться в разных весовых категориях с точки зрения предпринимательского профессионализма. Скорее всего, нам придется продаться более крупным и эффективным игрокам задешево, потому что они уже «пойдут в школу», а мы останемся в «детском саду».