Onliner.by продолжает цикл производственных репортажей. Сегодня мы расскажем о «кухне» белорусских лотерей. Где и как печатают билеты, можно ли просчитать выигрыш и как выглядит портрет типичного игрока? Обо всем этом — в нашем фоторепортаже.
С чего начинается лотерея
Принято считать, что в Беларуси лотерейная деятельность получила невиданный на постсоветских просторах размах. Занимаются ей несколько организаций, среди которых выделяются две крупнейшие. Учредителем УП «Национальные спортивные лотереи» выступает Министерство спорта и туризма, а РУП «Белорусские лотереи» — Управление делами президента. В «Белорусских лотереях» мы побывали с экскурсией.
Что есть лотерея в представлении рядового белоруса, какие ассоциации вызывает это слово? Навскидку: агрессивная реклама, распространители в жилетах на улицах городов, телешоу по выходным и лица тех, кому повезло выиграть машину или даже «трешку» в новостройке. Это, впрочем, лишь верхушка айсберга. Каждая лотерея, утверждают организаторы, начинается с цели и идеи.
— По белорусскому законодательству, учредителем лотереи могут выступать республиканские органы государственного управления либо местные исполкомы, — проводит для нас ликбез заместитель начальника отдела рекламы и лотерейной деятельности РУП «Белорусские лотереи» Светлана Коржеманова. — Учредитель определяет цель проведения лотереи, то есть социально значимую программу, куда будут направлены деньги. Это может быть развитие физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий, охрана природы и культуры и т. д. К примеру, МЧС выступает учредителем лотереи «За безопасность», и одной из целей ее проведения является получение дополнительных денежных средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Минтруда учредило лотерею «Міласэрнасць», целью ее проведения определено получение дополнительных денежных средств на программы по реабилитации детей-инвалидов. Министерство культуры проводит лотерею «Скарбніца» и т. д.
— Для министерств и ведомств это реклама, «обязаловка» или все-таки возможность заработать хорошие деньги? — интересуемся мы.
— Во всем мире лотереи проводятся с целью получения дополнительных денежных средств на социальные программы. Каждый учредитель лотереи в нашей стране направляет вырученные средства на конкретный проект: развитие школ, помощь детям и т. п. И если человеку не повезло выиграть, он должен понимать, что его небольшой взнос пошел на полезное для общества дело.
Экономика любой лотереи, объясняют эксперты, выглядит следующим образом: по закону выигрышами игрокам возвращается 45—50% от суммы за реализованные билеты. К примеру, если перед очередным тиражом «Вашего лото» продали 100 тыс. лотерейных билетов стоимостью 10 тыс. рублей (заработали миллиард), то как минимум 500 млн людям вернется.
— И все эти оставшиеся 50% пойдут на «социальные нужды»? — сомневаемся мы.
— С остальной суммы изготавливаются лотерейные билеты, выдается заработная плата реализаторам, опубликовываются результаты розыгрышей, оплачиваются соответствующие налоги. А вот оставшаяся часть прибыли, разумеется, идет на цели лотерей.
Поставлено на конвейер
С целями разобрались. А как выглядит технология? Каждый день на полиграфических предприятиях страны, имеющих специальное разрешение Департамента государственных знаков Минфина на производство бланков строгой отчетности, печатают тысячи лотерейных билетов. В Белорусском доме печати мы посмотрели, как проходит этот скрытый от взгляда обычного человека процесс. Ведь билеты — как и паспорта — делают в «режимной» обстановке.
Первый этап — разработка дизайна и выдача оригинал-макета. Дальше на специальном оборудовании, закупленном недавно в том числе и ради «лотерейных» целей, производится изготовление печатных форм.
Сама печать: пока мы получаем не билет, а просто «болванки», листы бумаги, не представляющие материальной ценности.
Болванка обретает «смысл» в отделении по персонификации. Здесь на билет наносят данные о размерах выигрышей (речь о мгновенных лотереях), после чего покрывают бланки специальной краской.
— Листы снимать только издали, — командуют нашему фотокору печатники.
Сотрудники цеха — несчастные люди! Несколько мгновений, пока краска не скрыла тайну, они владеют ценнейшей информацией о том, где «спрятана» машина, а где — квартира. Естественно, мы поинтересовались, реально ли на практике пометить выигрышный билет и после отследить его путь. Специалисты утверждают, что даже в теории это невозможно. Из типографии все билеты отправляются на склад «БЛ», в числе тысяч других разлетаются по стране. Да и работники цеха несут ответственность за неразглашение.
Наконец, в отделении первичного контроля билеты сканируют — повторно эта процедура производится и в офисе «БЛ». Здесь лотерейные квитки еще раз пересчитывают и после определяют, куда и в каком количестве их отправлять. Решение принимают на основании мониторинга продаж. К примеру, в «Ваше лото» активнее всего играют в Минске, на втором месте — Гомель и Гомельская область, потом Витебск, Могилев. Западные регионы — Гродно и Брест — список замыкают.
Развозят билеты не в инкассаторских машинах, но «грабить» лотерейные дилижансы смысла нет — все бланки промаркированы, в случае пропажи их тут же исключат из розыгрыша.
А что делают с билетами, которые не удалось продать? 10—20% возвращаются в головной офис, повторно сканируются, уходят на уничтожение. Какое количество билетов постигает такая участь, не говорят — коммерческая тайна.
При чем здесь математика?
Пока грузовики развозят по стране лотерейные билеты, мы пытаемся понять, какое отношение к производственному циклу имеет наука. Организаторы заявляют: для построения математической модели лотереи они использовали разработки НИИ прикладных проблем математики и информатики и сотрудников ФПМИ Белгосуниверситета.
— Хотим мы сделать, допустим, детскую лотерею, — приводит пример начальник профильного отдела «БЛ» Геннадий Шабловский. — Определяемся с количеством и типом игр. Дальше нужно понять, как распределять выигрыши. Если весь призовой фонд свести в один билет, то будет отменный приз в миллиард рублей, а в остальных не останется ничего. В такую лотерею вряд ли кто-то захочет играть. Значит, выигрышей должно быть много, среди них должны быть крупные (вроде машины, квартиры, компьютера, горного велосипеда) и призы поменьше. Собственно, в этом распределении и заключается математика.
С телевизионными лотереями вроде «Ваше лото» все просто. Цифры на билетах распределяются случайным образом с учетом нескольких базовых правил. Не может быть двух одинаковых билетов, все числа должны встречаться равномерно и т. д.
— Некоторые люди перед покупкой долго выбирают билеты, ищут более подходящие. В этом есть какой-то резон? — задаем мы очевидный вопрос.
— Абсолютно никакого. Ну разве что у кого-то есть любимые числа, которые ему приносят удачу, — говорит Геннадий Шабловский.
— Значит, просчитать вероятность выигрыша невозможно?
— Мы знакомы с участниками лотерей, которые вели базы по «Спортлото» с советских времен. Какой в этом смысл? Есть закон больших чисел: если миллиард раз выбрасывать монету, то, по теории полмиллиарда, должен быть орел, полмиллиарда — решка. А на практике может быть 495 миллионов на 505. В процентном отношении разницы почти нет, а в абсолютных значениях разница в 10 миллионов. Нет, просчитать ничего нельзя, иначе это была бы не лотерея. Что касается лотереи «Ваше лото», конечно, можно попробовать определить, бочонки с какими цифрами чаще всего остаются в мешке по окончании розыгрыша. Но и тут не стоит верить в совпадения.
Каждый четвертый билет, заявляют в своей рекламе организаторы лотерей, является выигрышным. Больше 15 тыс. за все время, честно признается главный математик «БЛ», он никогда не получал. Стоимость убытков при этом не считал. «20 лет назад я бросил курить. Экономлю на сигаретах — трачу на лотереи. Много я заработал на этом или нет? В здоровье уже выиграл однозначно, а в лотерею играть продолжаю».
Минздрав не предупреждает
Почему белорусы активно играют в лотереи? Благодаря гиперактивной рекламе? Или потому, что мы живем в бедной стране, где большинство жителей не могут заработать на квартиру-машину самостоятельно?
— Откройте интернет: в России, в Украине есть множество лотерей, которые, правда, отданы в частные руки, — не соглашаются наши собеседники. — У нас же государство осуществляет строгий контроль за лотерейной деятельностью, она полностью прозрачна.
Любопытно, что лотереи не относятся к игорному бизнесу. Соответственно, и игроманией, получается, постоянные покупатели билетов заболеть не могут. Минздрав игроков «не предупреждает»…
— Наши люди достаточно разумные, спокойные, умеренные. Мы не встречали случаев больной зависимости от лотерей, — говорит Светлана Коржеманова.
— А что такое «болезненное»? — уточняем. — Это когда покупают билеты на всю зарплату?
— Примерно так. Ведь говорят же, что алкоголик не может дня прожить без выпивки. Но таких игроков у нас никогда не было.
А вот какие были. В «Белорусских лотереях» попытались составить портрет типичного участника лотерей. Чаще играют женщины, жительницы столицы или областных центров. Возраст и социальный статус — разнообразный. От студента до руководителя завода.
Кстати, именно жительница областного центра получила один из самых больших в истории белорусских лотерей призов — миллиард рублей. Случилось это в прошлом году. Мы связались с Натальей, которая работает в частной фирме, и спросили, на что она потратила деньги.
— Построила квартиру как молодая семья, купила машину — это самая большая моя мечта была. Помогла родственникам. Оставшееся положила в банк, для будущего ребенка.
Что ж, вполне предсказуемо.
— Почему к лотереям отношение резко негативное, особенно у белорусской молодежи? — не удерживаемся мы напоследок от актуального вопроса.
— Повторюсь еще раз: не менее 45% денег, потраченных на покупку билетов, возвращаются к игрокам. Если затратил рубль, то 50 копеек получишь назад, — отвечает Светлана Коржеманова. — Про социальные проекты тоже многие забывают. Как и про то, что лотереи для привлечения средств обычных людей используют во всем мире. Вы думайте: последнюю копейку кто-то потратит, чтобы сыграть в лотерею? Конечно, нет!
Когда человек покупает билет, он рисует себе мечту, испытывает положительные эмоции, считают организаторы: «Везде это считается нормальным, так почему у нас лотереи — ненормально?»
«А почему бы не мечтать, а взять и самому заработать на свою мечту?» — попытались было возразить мы. Но тут же вспомнили, что лотереи — это все-таки бизнес. Пусть, как утверждают наши собеседники, и социально ориентированный. Здесь работают стандартные законы: без спроса не будет предложения. И если по Беларуси каждый день развозят грузовики с отпечатанными лотерейными билетами, значит, спрос на «мечту» (или на «халяву», чего уж тут скрывать) у белорусов по-прежнему велик.