Два мнения: льготы для студентов — излишество или необходимость?

 
1440
20 августа 2012 в 10:29
Источник: «СБ». Фото: Аркадий Соболев
Источник: «СБ». Фото: Аркадий Соболев

Студенты догуливают каникулы. И уже с первых дней сентября в минском транспорте заметно прибудет юных пассажиров. Да и на дорогах прибавится авто, которыми рулят «бедные студиозусы». Но все равно, будет ли восстановлен бесплатный проезд для студентов, учащихся колледжей? Четкой информации пока нет. Два полярных мнения о льготах приводит на своих страницах газета «СБ».

Не надо плодить иждивенцев

Какие могут быть дискуссии? О чем тут спорить? По-моему, совершенно ясно — никаких льгот молодежи быть не должно. Хотя бы потому, что она — молодежь. То есть люди здоровые, полные энергии и уже этим выгодно отличающиеся от других категорий населения. Честно говоря, меня и в сентябре прошлого года сильно возмутил тот факт, что студентам в Минске предоставлен бесплатный проезд. С какой стати?! Работяга с «МАЗа», восемь часов отдававший стране собственные силы, едет со смены за деньги. Милиционер, отправившись проверять притоны районных дебоширов, где ему любой может вонзить нож с пьяных глаз, покупает талончик. Собственно, любой человек, приносящий реальную пользу стране, гораздо больше достоин льгот и послаблений, чем юные лоботрясы, которые еще не принесли ни копейки в тот бюджет, из которого их спонсируют.

Еще раз подчеркну: льготы собираются давать (и уже давали) молодым людям, полным сил. Их жизнь, которую и без того не назовешь тяжелой, собираются сделать еще легче. За какие заслуги? Это все равно что угощать шоколадом мастера кондитерской фабрики. Или награждать бесплатной путевкой работницу санатория. У них и так удовольствий выше крыши, с чего бы делать сладкую жизнь современной молодежи еще слаще?

Пройдитесь мимо корпусов БГУ, БНТУ или любого другого солидного вуза. Вы поразитесь количеству (и качеству) припаркованных там автомобилей. Это все нищие студенты на новейших машинах последних моделей приковыляли на занятия. И, смачно хлопая дверями, выходят из них с печальной миной бурлаков, из последних сил волокущих баржу непосильной учебы. Недавно мэр Минска Николай Ладутько рассказал, что из 110 тыс. учащихся у 10 тыс. есть собственные автомобили. Думаю, эта информация — официальная, то есть подтвержденная документально. На деле цифры должны быть еще выше, если учесть, сколько молодых людей разъезжают на автомобилях, зарегистрированных на пап и мам. Неужели после этого факта повернется язык говорить, что наши студенты крайне безденежны и вообще обездолены?

Сейчас возможностей для заработка у студентов еще больше, чем в наши времена. Пожалуйста, пиши программы за компьютером на дому или иди по вечерам откручивать колеса — шиномонтажи ныне работают круглосуточно. Нет же, вместо доброго напутственного пинка в направлении трудовой биржи мы собираемся привить нашим студентам недобрую привычку к паразитизму. Пока они учатся — бесплатный проезд; как выучились — льготы молодому специалисту; едва завели ребенка — льготы молодой семье. Потом будем удивляться, откуда у зрелых членов общества психология иждивенцев. А вот отсюда же, от мелочной вроде бы уступки — бесплатного проезда.

Максимум, на что могли бы пойти городские власти, — сделать бесплатный проезд для действительно нуждающихся студентов, из небогатых многодетных семей. А также — для отличников учебы. Послабления и поощрения должны быть по заслугам, а не безоглядно целому скопу лоботрясов, которым достает денег на коктейль в ночном клубе, но не хватает на дешевый талончик.

А «заяц» слушает да ест

Минимум две поездки в день (из общежития в вуз и обратно) — это 3000 рублей кондуктору или 3400 водителю. Но ведь ездить придется не только на свой факультет, но и в другой университетский корпус, на практику, в поликлинику, спортгородок, библиотеку, да с пересадками… Выгоднее (но вот всем ли студиозусам по карману?) приобретать проездные билеты. Скажем, месячный квиток на один вид транспорта обойдется в 61 600 рублей, на два вида — 82 400, на три — 98 200, на все виды — 111 100. А теперь помножьте наиболее приглянувшиеся ценники на 10 — приблизительно столько месяцев студент вуза, колледжа проводит в вояжах по Минску. Потом учтите, что планируется еще одно (пусть, как заверил журналистов мэр города, и незначительное) подорожание транспортных тарифов до конца нынешнего года. Примите во внимание и реальность, данную нам в ощущении: жизнь во всем мире отнюдь не дешевеет.

С голоду, конечно, от новой статьи расходов ни один минский студент не загнется (проверено на его коллегах из других городов), но я не вижу причин отказывать в бесплатном проезде 18—20-летним ребятам, которые не могут пока зарабатывать на уровне 30—40-летних и даже многих пенсионеров.

Прекрасно понимаю, перед каким сложным выбором сейчас стоят местные власти. Ведь стоило ввести «трамвайный коммунизм», тут же раздался ропот из регионов: дескать, почему такая привилегия только для минских студентов? А тут еще транспортное сообщество с его извечными жалобами на убыточность городских маршрутов. Вот и думают в Мингорисполкоме, какое решение окажется более непопулярным… Между тем из глубин депо атакуют своими резонами. У меня вообще такое ощущение, что дай иной кондукторше волю, и она даже младенца без колебаний «обилетит». Да еще пару сотен рублей за перевозку детской коляски не преминет содрать!

Еще весной слышал гневную тираду девушки в синем жилете: «Ничего! Скоро тоже будете платить! И студенты, и школьники. Вон мобильники какие у всех навороченные — я столько не зарабатываю! И на пиво всегда хватает!» Взрослая часть аудитории слушала хозяйку салона с одобрением, но эффект от речи смазал гламурный рингтон из сумочки кондуктора. И достала она айфон, и не было на нем кнопок…

Завидовать, одновременно изображая из себя жертву троглодитов-бездельников, взрослым людям не пристало. Главная льгота студентов-безбилетников — молодость и здоровье — категории преходящие. Медики не дадут соврать. Уясните простую вещь: ребята, прикатывающие на лекции в «бумерах», на метро не ездят. Золотая молодежь больше «неуда» страшится случайно засветиться в троллейбусе. А насчет подработок, привычки к иждивенчеству лучше у самих студентов спросить. Или прочитать, что они пишут на интернет-форумах… Первокурсник платного отделения: «Пары начинаются с 12:00 до 19:00 (бывает до 21:00). Практически нигде не нужен рабочий с таким графиком. Далеко не всем платникам повезло с богатыми родителями, далеко не все могут зарабатывать, так как они хотят хорошо учиться и перевестись на бюджет. И получается, что родители оплачивают по 9 „лямов“ за учебу плюс по 400—700 тыс. в месяц уходит на еду. Плюс на квартиру, если не дали общаги из-за льготников или иностранцев. У них каждая копейка на счету. Все считают деньги. Очень мало кто позволяет себе напиться, так как это дорого. В универе происходят постоянные денежные поборы. Вот теперь подумайте, как нехило влияют такие вот мелочи, как проездной, на бюджет таких студентов».

А вот еще крик души — девичий: «Учусь на дневном платном, работаю репетитором, няней, копирайтером, переводчиком, то есть зарабатываю нормально, но мне жалко отдать 60 тыс. в месяц на проездной, у меня в группе нет ни одного человека с крутыми папками-мамками и телефонами, никто не тратится на семки-пиво-чипсы, но всегда берегут копейку… А когда еду в транспорте, то наблюдаю картину, как весь рабочий класс только и делает, что выглядывает в окошки в поисках синей жилетки, дабы не упустить момент и не попасться с непробитым талончиком. И после этого студенты — „зайцы“? За собой смотрите, мелочные люди».

Вот такая фактически классовая ненависть иной раз проскальзывает в дискуссиях. И получается, что настоящий «заяц» слушает дебаты да ест, хотя сумме на его карточке зачастую не только студент позавидует.