Беларусь в последние годы резко увеличила поставки мяса птицы в Россию и по итогам 2011 года стала вторым по величине поставщиком курятины в РФ после США. Наша страна в несколько раз превысила запланированный объем поставок мяса птицы и вместо 15 тыс. т ввезла 74 тыс. т. Как стало известно РБК daily, озабоченный этим фактом Росптицесоюз обратился в Минсельхоз РФ с предложением ограничить импорт белорусской курятины.
Встревоженный ростом импорта продукции птицеводов Беларуси Росптицесоюз в конце июня направил в Минсельхоз письмо с предложением притормозить поток белорусской курятины в Россию, рассказали РБК daily источники на рынке. «Мы просим ограничить поставки, поскольку есть прогнозный баланс и стороны должны ему следовать», — заявила гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева.
С 2008 года Россия и Беларусь ежегодно подписывают продовольственный баланс, который регламентирует объем поставок молока, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов и сахара на российский рынок. В соответствии с ним в 2011 году Беларусь должна была поставить в Россию 15 тыс. т мяса птицы, однако по факту ввезла 74,1 тыс. т и стала вторым после США поставщиком курятины на российский рынок. По оценке Национальной мясной ассоциации, с начала 2012 года поставки продолжали расти: за январь — апрель было ввезено около 35 тыс. т мяса птицы.
По словам менеджера торговой компании, специализирующейся на ввозе белорусской курятины в Россию, сейчас тушка курицы из Беларуси в оптовом звене предлагается в Москве в среднем по цене 85 российских рублей за килограмм, а российская — 90—92 рубля. «Качество белорусской курятины хорошее, тушка крупнее, чем у российских производителей, и из-за этого отечественные мясокомбинаты охотнее закупают это мясо для дальнейшей переработки. Сейчас мы могли бы в разы увеличить поставки, однако местные фабрики в мае — июне ограничили продажу российским компаниям», — рассказывает собеседник РБК daily.
По мнению директора по маркетингу компании «Белая птица» Константина Корнеева, в России спрос все больше смещается в сторону охлажденного мяса, и белорусским фабрикам с замороженной продукцией в качестве основных каналов сбыта остаются открытые рынки либо мясопереработчики.
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) между тем считают, что Россия не вправе ограничивать поставки сельхозпродукции из стран — партнеров по Таможенному союзу. «Предусмотренные балансами цифры взаимной торговли часто пытаются представить как квоты, — заявила РБК daily директор департамента агропромышленной политики ЕЭК Надежда Котковец. — В современном прочтении прогнозный баланс — это согласование планов сторон по обеспечению взаимных поставок сельскохозяйственных товаров».
По ее словам, призывы некоторых групп товаропроизводителей ограничить взаимную торговлю деструктивны и противоречат не только базовым соглашениям о создании Единого экономического пространства, но и принципам честной конкуренции. Между тем Россия, ссылаясь на превышение Беларусью объемов, обозначенных в прогнозном балансе, уже не раз приостанавливала на несколько месяцев поставки отдельных видов белорусской молочной продукции. В последний раз подобная мера вводилась 1 апреля в отношении сухого молока и сыворотки.