Который год в Беларуси не могут разобраться с законопроектом об альтернативной гражданской службе. Молодые люди ждут не дождутся, когда возможность «служить без погон» будет реализована, и готовы работать на самых непопулярных производствах, лишь бы не становиться в строй. Чиновники и представители Минобороны, впрочем, пока не рискнули дать альтернативной идее «добро». Очередной конфликт разгорается сейчас в Бобруйске.
22-летний программист Олег Евзрезов, сообщает региональный портал Бобруйска со ссылкой на белорусский правозащитный центр, третий раз будет пытаться добиться права на альтернативную службу. До этого он получил отказ из призывной комиссии, местный суд также не стал на сторону молодого человека.
«И призывная комиссия, и местный суд ссылаются на отсутствие закона, который бы предусматривал возможность альтернативной службы, — рассказывает Олег Евзрезов. — Но Конституция предусматривает право гражданина Беларуси на АГС (альтернативная гражданская служба), на это опирался и я, и мой адвокат».
В 57-й статье Конституции есть строка «порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом». Но именно отсутствие этого закона и стало главным препятствием для молодых белорусов, мировоззрение которых не принимает милитаризацию в любых ее проявлениях. За последний месяц в Беларуси прошли четыре судебных заседания, на которых поднимался вопрос альтернативной службы, и все они завершились безуспешно для призывников.
«Я считаю себя пацифистом, и потому не могу идти в армию. На альтернативной службе я мог бы работать в больнице, например, или в любом другом месте, где была бы нужна моя помощь. Теперь я буду обжаловать решение бобруйского судьи в областном суде, надеюсь, что, опираясь на Конституцию, там удовлетворят мое заявление», — говорит Олег Евзрезов.
Молодой бобруйчанин хочет получить отсрочку от армии, чтобы дождаться принятия закона об АГС. Напомним, что законопроект об альтернативной службе в Беларуси подавался в парламент еще в 2004 году, но был отклонен. Одной из причин стали опасения представителей Министерства обороны — они посчитали, что молодежь будет вступать в «религиозные конфессии пацифистского характера», желая уклониться от службы в армии, и таким образом будет создана угроза для национальной безопасности государства. Законопроект был направлен на доработку, его рассмотрение не состоялось и до сих пор.