Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Анатолий Рубинов в своей статье «Общество. Власть. Время» затронул вопрос экономической интеграции Беларуси и России. В частности, академик предложил ввести российский рубль в рамках интеграционных процессов Союзного государства Беларуси и России. Целесообразность такого шага в беседе с белорусскими экономистами выяснял корреспондент Onliner.by.
По личному мнению Анатолия Рубинова, базовые различия в экономиках трех стран — участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства трудно преодолеть за счет наших собственных усилий. «Без введения единой валюты эти проблемы не решить. Причем, в первую очередь, по моему убеждению, необходимо ввести ее в рамках Союзного государства Беларуси и России, приняв в качестве единой валюты российский рубль. Чем раньше такое решение будет принято, тем быстрее мы сможем развить интеграционные процессы. Это был бы первый этап, который позволил бы наработать опыт и подготовил переход в дальнейшем к более широкому валютному объединению на просторах ЕврАзЭС», — пишет в своей статье председатель Национального собрания.
В качестве примера серьезных отличий в экономических процессах Беларуси и России Анатолий Рубинов приводит проблему оплаты энергоресурсов. По его словам, даже по невысокой цене, но мы должны оплачивать энергоресурсы валютой, а России на это расходовать валюту не приходится. Введение российского рубля могло бы выровнять условия хозяйствования для предприятий.
Независимый экономист и политолог Леонид Заико считает процесс введения единой валюты на пространстве Евразийского союза неизбежным этапом интеграции. «Раз Беларусь вошла в Таможенный союз и в Единое экономическое пространство, то неизбежна и следующая ступень интеграции — валютный союз», — пояснил эксперт.
«Беларуси надо честно ответить себе на два вопроса:
При этом ответ на один из этих вопросов автоматически формирует ответ на другой. Невозможно вступить и в Евразийский союз, и в ЕС. Необходимо сделать выбор», — рассказал Леонид Заико.
«При этом если Беларусь положительно ответит на первый вопрос, то она должна открыто заявить, что будет готовиться к ступенчатому введению интеграционной валюты. Какой конкретно будет эта валюта, пока неясно. Однако выбор есть: есть российский рубль, есть тенге, либо в Евразийском союзе введут абсолютно новую валюту», — считает экономист.
«Если в Евразийском союзе будет вводиться новая валюта, то у Беларуси есть шанс поучаствовать в ее создании. Достаточно провести деноминацию — убрать 4 ноля — и курс белорусского рубля к евро выйдет на соотношение почти 1 к 1. При таком соотношении привлекательность белорусского рубля как единой валюты резко возрастает», — прогнозирует белорусский эксперт.
Председатель Клуба финансовых директоров Беларуси Андрей Карпунин считает, что введение российского рубля или какой-либо другой единой валюты не решит главных проблем экономики Беларуси. «Я не считаю, что введение другой валюты решит все проблемы Беларуси. Введение новой валюты не будет означать, что мы провели необходимые реформы: провели структурную перестройку экономики, уменьшили госсектор, сократили госрасходы, уменьшили перекрестное субсидирование, изменили налоговое законодательство, улучшили инвестиционный климат. Замена одного фантика на другой — это не панацея», — уверен эксперт.
«Более того, для Беларуси переход на другую валюту — это полная потеря суверенитета. Что же касается другого партнера по Таможенному союзу — Казахстана, то он ведет более тонкую дипломатическую игру. Казахстан не заявляет о немедленной готовности ввести единую валюту, а рассуждает о перспективах ее появления в следующие лет 20», — рассказал Андрей Карпунин.