04 февраля 2024 в 8:00
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Этот класс больше 40 лет подряд собирается на день встречи выпускников. Наш репортаж с необычной вечеринки

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Максим Тарналицкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Первая суббота февраля — день, когда повспоминать прошлое, улыбнуться, пустить ностальгическую слезу и просто посмотреть друг на друга собираются выпускники школ. Эта традиция приживается не у всех, однако есть те, кто ежегодно более 40 лет подряд продолжает встречаться старой компанией и доказывает, что «школьная дружба not dead». Мы побывали на вечеринке выпускников 1982 года, записали несколько трогательных историй о школе, тайной дискотеке от учительницы математики и любви.

«Многие из нас родились, выросли и по сей день продолжают жить на улице Маяковского»

Двадцать восьмого мая 1982 года в 15-й школе, расположенной в Серебрянке, выпустился 10 «А» класс. Не знаем, давали ли советские школьники клятву о вечной дружбе, но вот уже 42 года эти выпускники встречаются друг с другом в первых числах февраля. Текущий год исключением не стал, и старые товарищи собрались повспоминать прошлое и просто отдохнуть в одном из ресторанчиков в самом центре Минска.

В заведении нас встречает Жанна Ларионова — именно она написала нам об истории своего класса и пригласила на вечеринку. Пока ее одноклассники общаются друг с другом, она кратко знакомит с каждым. Сегодня в сборе 11 человек. Многие уже на пенсии. Среди бывших одноклассников — учитель русского языка, аудитор, бизнесмен, инженер, редактор интернет-медиа. А вот Виктор Сташевский, например, отучился в медицинском, и теперь он достаточно известный в городе врач-травматолог, который нередко выступает с комментариями в прессе.

Как объясняет Жанна, школу в ее классе оканчивали 29 человек. Перед нами, естественно, не все выпускники, но это тот самый актив, который практически каждый год собирается вместе. Что любопытно, рассадка за столом у некоторых совпала со школьной. Виктор с Игорем не один год провели за одной партой в школе, а теперь сидят рядом за одним столом.

— Многие из нас родились, выросли и по сей день продолжают жить на улице Маяковского или возле нее, — вводит в курс дела Жанна. — В 1972 году пошли в первый класс 15-й школы, находившейся тогда на улице Денисовской, а через шесть лет нас отправили в новую — в Серебрянке. Но мы никогда после выпуска туда не ходили. Почему? Не тянет. Наверное, потому, что наша школа —это та старая, на Денисовской, из которой нас когда-то «выселили». Впервые в новую мы сходили два года назад, когда отмечали 40 лет со дня окончания школы. Мы заранее согласовали свой приход с директором, прошлись по этажам, нашли свой класс, а потом поехали ко мне домой.

Мы традиционно либо собираемся у меня, либо, как в этот раз, идем в ресторан.

С классной руководительницей не виделись очень давно. Дело в том, что Галина Механик сначала эмигрировала в Израиль, а потом в США. Вместе с ней уехал ее и сын, который тоже учился с нами. Он окончил наш мединститут, в США занялся иглоукалыванием. Лет пять назад я общалась с ним в интернете, с тех пор никаких новостей о классной не знаю.

— Многие классы вообще не собираются на день встречи выпускников, а вы делаете это регулярно. Почему так происходит? — спрашиваю у собеседницы.

— Так сложилось, что мы и по жизни дружим, и по работе общаемся, и советами друг другу помогаем. Витя, к примеру, нас лечил, наши дети перед поступлением ходили на русский язык к Инне Нейчевой — она преподаватель и занималась репетиторством. У нас все переплелось. Кто-то с кем-то дружит больше, кто-то — меньше, но мы всегда собираемся вместе.

— Вы сами удивляетесь тому, как долго встречаетесь?

— Мы не удивляемся. Удивляются другие. Сегодня, например, супруг на работе рассказал, куда пойдет вечером, так у него спросили: «Вы 42 года с классом встречаетесь? Серьезно?!»

Для кого-то это шок, а для нас — норма жизни. Как приближается февраль, мы сразу начинаем обсуждать, где будем встречаться в очередной раз.

Не обошлось в этом классе и без любви. Жанна не скрывает, что день встречи выпускников помог ей встретить своего человека. Вернее, как встретить — с Игорем Гериным она знакома с первого класса, однако в школе практически не общалась и даже признается, что после выпуска забыла, как он выглядит. Все изменилось в более сознательном возрасте, когда Игоря пригласили на очередной день встречи. Причем, как рассказывает собеседница, позвонили ему тогда спонтанно — в одиннадцать вечера — и уверены в нем не были. Но хоть он только-только вернулся с рыбалки, однако приехать в гости согласился. С того момента они начали общаться ближе и уже пять лет вместе.

У класса своя традиция: в начале вечеринки исполняют бардовскую песню, а потом смотрят школьное кино

Мы отпускаем Жанну к одноклассникам. Минут через 20 они решили отдать дань традиции, без которой не обходится ни одна встреча: выпускники под гитару поют известную песню барда Олега Митяева «Изгиб гитары желтой», которую больше знают по строчке «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Как оказалось, идея исполнять сентиментальный хит Митяева родилась спонтанно: когда-то во время очередного тоста Инна Нейчева процитировала барда — тогда же и решили, что нужно спеть. Традиция прижилась.

Виктор и Игорь
Павел
Петр

Кроме того, у этого класса есть то, чему может позавидовать любой выпускник из 1980-х, — свой небольшой видеоархив. В семье того самого будущего врача Виктора Сташевского была видеокамера, и родственникам удалось запечатлеть на пленке и первый, и последний звонок.

«Мы каждый год смотрим и каждый раз находим что-то новое, — комментирует ролик Маргарита Згировская — еще одна выпускница из 10 «А» и постоянная участница встреч. Рассевшись поудобнее, все принялись смотреть черно-белое ретро и активно комментировать происходящее на экране.

— Паша, а ты где? А Петя? — ищет на видео одноклассников одна из женщин. — А вот это я, с челкой! Такой тогда ни у кого не было!

— В первый класс я шагал в буденовке со звездой! В вязаной! — отзывается Павел и под смех собравшихся показывает, как он маленьким топал в школу 1 сентября.

— Смотрите, а это уже «бэшки» идут! — вновь говорит Инна.

— Так а где ты там в буденовке! Не вижу! — еще один человек не видит Павла.

Но это еще не все. Вскоре Жанна достала огромный альбом со школьными фотографиями. Такой фолиант — с орнаментом и гербом БССР на обложке — готовился под заказ и в итоге оказался у каждого из одноклассников. Ради него ребята позировали перед фотографом в классе и ездили на импровизированный фотосет в парки Янки Купалы и Максима Горького. В общем, как сейчас, только фотографии черно-белые.

«Могли держать двери в троллейбусе, если кто-то из ребят опаздывал»

Картинки из прошлого породили воспоминания. Сразу несколько выпускников признались, что больше всего им запомнилась молодая учительница математики — Анна Леонидовна, которую между собой они называли Аннушкой. Она сама была молодой, по-доброму относилась к детям и в восьмом классе даже организовала настоящую дискотеку.

— Нам хотелось общаться друг с другом, и она решила провести для нас дискотеку прямо у себя в классе. Кто-то принес магнитофон, крутили популярные тогда группы Boney M и ABBA. Представляете, что это было по тем временам?! Сделало ли ей начальство какой-то выговор за это, история умалчивает, но дискотека состоялась, — говорит Жанна.

Не менее интересную историю рассказал Виктор. Собравшихся он называет костяком класса, который «сложился годами».

— Когда после шестого класса закрыли нашу школу, нужно было переезжать учиться в Серебрянку, в другой район. И ни один человек от нас не ушел. Хотя предлагали и другие варианты — например, пойти в 55-ю школу. Все четыре года, до окончания десятого класса мы ездили в новую школу на 20-м троллейбусе. Дорога могла занимать порядка часа, — вспоминает Виктор. — У Игоря, кстати, на этом маршруте дядя работал, и он нас возил.

— А он мог задержаться на остановке, зная, что кто-то из школьников опаздывает на транспорт? — уточняю у собравшихся.

— Всякое случалось. Мы даже держали двери троллейбуса, чтобы все могли заскочить, если кто-то опаздывал, — говорит Игорь.

Виктор вспоминает, что в те годы еще ощущалась вражда между районами, и пацаны с Серебрянки не очень любили ребят с улиц Надеждинской и Маяковского.

— И мы всегда дружно ходили вместе, чтобы дать отпор. Мы для серебянковских считались чужими, и драки случались часто, — рассказывает собеседник.

— Самое главное, что в школе мы были одной семьей и все друг другу помогали, — говорит Инна. — Как-то Витя сделал мне работу по черчению, в котором я вообще ни бум-бум. Я получила 5, он — 4. Я с этой работой подошла к учителю и говорю: «Я не понимаю, почему мне 5, а Сташевскому 4». Преподаватель что-то ответил, и я ему сказала: «Ну так знайте: эту работу мне сделал Сташевский. А вообще, я вот что хочу сказать: мы идем и будем идти по жизни вместе».

Я горжусь тем, что никто из нас, когда поднимался и в итоге поднялся в жизни, не растерял своих друзей, не потерял друг друга и не понтовался.
Инна

«Среди одноклассников ты окунаешься в юность и растворяешься в ней»

В 10 «А» было три золотых медалиста. Но налегали одноклассники не только на учебу, но и на спорт. Ребята занимались плаванием, борьбой, легкой атлетикой и даже ездили на сборы. Правда, в профессиональных спортсменов никто так и не вырос, зато сын Геннадия Ногачева — Евгений — стал известным хоккеистом.

— Я ходил в секции плавания, борьбы, бокса, но хоккеем не занимался — был болельщиком и во дворе играл. Ну и за наш ЖЭС однажды сыграл на соревнованиях «Золотая шайба», — вспоминает Геннадий. — Еще в садике сын начал заниматься каратэ, но это показалось ему скучным. А потом мы с женой увидели набор в школу «Юности» 1991 года рождения в парке Горького, ну и отвели. Хотели, чтобы сын не просто шлялся по улице, а занимался спортом. Со временем купили клюшку, шлем, амуницию. Женя начал постепенно вкатываться — так и пошло.

В итоге Евгений провел пять сезонов за минское «Динамо» в Континентальной хоккейной лиге и 24 игры за сборную Беларуси.

Но хватит о спорте — вернемся к нашему 10 «А». С каждой минутой музыки становилось все больше, и вскоре под гитару пели «Машину времени», песенку Красной Шапочки, шутили и даже танцевали. Со стороны казалось, что сейчас одноклассники не в 2024 году, а во временах своей молодости, зафиксированных на потертых черно-белых фото в старых красных альбомах. И чувствуют они себя там очень хорошо.

— Нередко спрашивают, какова жизнь после 30. А расскажите, какая она, когда тебе 59? — уже поздним вечером, незадолго до нашего ухода поинтересовался я у Игоря.

— Когда человек может отстраниться от возраста, когда встречаешься с такими одноклассниками, тогда возраст не ощущаешь. Ты окунаешься в юность и растворяешься в ней, живешь тем мальчиком, каким ты был, и представляешь себе тех друзей. И в такой момент я просто не чувствую, что мне 59.


После выхода материала нам написала выпускница 108-й школы Лариса Лобач. Женщина рассказала, что они с одноклассниками тоже встречаются постоянно, а в этот раз отпраздновали 45 лет со дня выпуска. «Мы собираемся ежегодно. Ведем альбом наших встреч, наших детей, свадеб, ездим друг к другу в гости. А на прошлый юбилей к нам прилетали наши девочки из Германии, Израиля, России. Про всех все знаем. Даже про тех, кто ушел после восьмого класса. В этот раз собралось 10 человек, с другими поговорили по WhatsApp. Вместе с нами была наша учительница Ирина Дмитриевна Шарушинская», — рассказала Лариса.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by