22 433
06 марта 2018 в 19:55
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Анна Иванова

«Сейчас в бизнесе успешных женщин больше, чем мужчин». Предпринимательницы о наболевшем

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Анна Иванова

«Приятно приветствовать здесь столько красивых и умных женщин», — улыбнулся ведущий. Около сотни предпринимательниц и владелиц собственного бизнеса собрались сегодня в отеле «Пекин» по приглашению «Белинвестбанка». Говорили об успехах и проблемах, о сегодняшнем месте женщины. Onliner.by внимательно выслушал белорусских бизнесвумен.

«Я очень рад, что два года назад „Белинвестбанк“ решил выделить женский бизнес. Что же можно назвать женским бизнесом? Заводы, услуги, флористику? — задавался вопросом заместитель председателя правления «Белинвестбанка» Сергей Лунегов. — Я уверен в том, что женщины — наше все. Не будем далеко ходить. Две недели назад закончилась Олимпиада. Только благодаря женщинам мы заняли 15-е место».

«Как ни крути, женские бизнесы не такие крупные, как мужские. Следовательно, они менее привлекательны для банков. Мужской это бизнес или женский — я отталкиваюсь от того, кто стоит у руля и каждый день принимает решения, а не от пола собственников. Чтобы помочь женскому бизнесу, Европейский банк реконструкции и развития разработал комплексную программу, которая касается малых и средних предприятий со штатом до 250 человек», — подчеркнула ведущий менеджер Группы финансирования и развития малого и среднего предпринимательства ЕБРР Ольга Кузнецова.

А что думают о положении дел сами предпринимательницы? Мы задали им прямой вопрос: мешает ли пол вести бизнес в Беларуси?

— Конечно, нет. Я никогда не сталкивалась с этим в своей практике. У моего пола нет ни преимуществ, ни недостатков. Когда я начинаю говорить, все забывают, что перед ними женщина. И все хорошо. Иногда вспоминают, когда разговоримся в поезде, а потом я прошу поднести чемодан, — смеется Марина Шалимо, хозяйка самой крупной в СНГ студии по индивидуальному пошиву обуви. Дизайнерские лоферы «Сутория» даже заказывал для «Модного приговора» Александр Васильев.

— Я сталкивалась с тем, что мой пол иногда мешал или помогал мне в бизнесе. Бывало по-разному. Когда заказчик говорил: «Вы бы хоть постарше немного были», это мешало. К женщинам всегда было предвзятое отношение. А ведь 99,9% наших заказчиков, партнеров и всех остальных — мужчины. С женщинами мы практически не сталкиваемся, — отмечает Светлана Прима, учредительница проектного бюро «ПримаЛайн». — Какие проблемы я вижу сегодня в своей работе? В первую очередь это рынок труда. Если уж говорить начистоту, сегодня в проектировании только «пионеры и пенсионеры». Пенсионеры могут, но им уже трудно, а пионеры хотят только денег — быстро и много. Есть вопросы по найму. Думаю, каждая из нас сталкивается с этим в своем бизнесе. 

— Я пришла в бизнес родителей, чтобы продолжать семейное дело. Бизнес начал мой отец с мамой еще двадцать лет назад. Мы импортируем домашний текстиль из России, — объясняет совладелица компании «Миард» Мария Воронина. — Между прочим, в «Белинвестбанке» обслуживаемся уже 15 лет. Гордимся этим! 

— Пол мешает вам в бизнесе?

— Я думаю, нет. Многое зависит от женщины, от того, как она использует свои преимущества. Многие навыки, наоборот, помогают. В коммуникации, например. Я считаю, что последние пять лет пол не мешает в бизнесе. Сегодня все мужчины понимают, что женщины получают достойное образование. Мы активны, обучаемся, развиваемся, водим машины. Я считаю, сейчас у всех равные права. Многие мужчины даже равняются на некоторых женщин. Успешных женщин сейчас больше, чем мужчин. К сожалению. Потому что хочется рядом с собой видеть мужчину, до которого ты будешь расти, но, увы, такого мы сейчас не наблюдаем, — убеждена Мария Воронина.

— Я считаю, половая принадлежность не мешает и не помогает в бизнесе, — уверена управляющая, соучредительница компании «Вкус рыбы плюс» Светлана Сакольчик. — Мой пол помогал мне в том смысле, что женщины более подвержены перфекционизму и излишне требовательны к себе. Поэтому уверены только, когда выполнили все на 120%.

— Моя компания существует с 1998 года. И большинство сотрудников уже двадцать лет работают со мной в одном цеху. Я прошла четыре кризиса вместе со страной. Это очень похоже на сизифов труд: получаешь прибыль, а потом в один день просыпаешься — и у тебя большой убыток. И ты снова впрягаешься…. Самое сложное сегодня — это конкурирование в ценовом сегменте. Все почему-то считают, что рыбный бизнес — это очень легко. Нет. Это продукты питания с коротким сроком годности и постоянная валютная зависимость из-за закупок за рубежом. Фирмы открываются и разоряются, мы же живем. Сейчас пошел такой тренд — закупка некачественного сырья. Это делается в угоду удешевлению продукта. Фирмы-однодневки просто демпингуют цены! Чтобы конкурировать, мы вынуждены продавать больше, но с меньшей рентабельностью. И эта постоянная борьба за прибыль дается тяжело, — признается Светлана Сакольчик.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by