Журналист Onliner.by Александр Тумар: таксисты, вы протестуете не против Uber, а против желания клиентов

10 февраля 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Александр Тумар: таксисты, вы протестуете не против Uber, а против желания клиентов

Автор: Дмитрий Корсак
Александр Тумар — редактор раздела «Авто» Onliner.by. Анализирует работу служб такси уже не первый год, неоднократно разбирался в конфликтах между водителями и пассажирами. С приходом Uber верит, что ситуация изменится в качественно лучшую сторону. Об этом — сегодняшняя колонка.
Есть две новости для традиционных таксистов. Плохая. Приход UberX — это только начало. Говорят, к нашему рынку всерьез присматривается «Яндекс.Такси», а еще не нужно забывать про сервисы вроде Sixt (краткосрочная аренда автомобилей без водителей), которые широко развиты в Европе. Хорошая же новость в том, что обычные таксисты, готовые перестроиться на современные условия, без работы не останутся. Честно говоря, вообще не понимаю, почему столько шумихи вокруг очевидного процесса.

На самом деле субботнее собрание таксистов возле ТЦ All — это протест не против Uber, а против желания клиентов. Желания получать прозрачный и хороший сервис за разумные деньги. Лично мне это напомнило школьную разборку. Знаете, когда в классе появляется новичок-отличник, который исправно делает домашние задания, с ходу решает задачки и пишет диктанты, а против «любимчика учителей» собирается «кворум» из одноклассников.

Кто-то скажет: так против Uber протестуют во всем мире — Франции, Голландии, Германии, России! Да. Но как говорится, черт в деталях. А суть в том, что таксисты выступали против UberPop (у нас работает только UberBlack и UberX), когда перевозку осуществляет обычный водитель, не имеющий лицензии и просто зарегистрировавшийся в системе. То есть это была борьба профессионалов с дилетантами, демпингующими на рынке услуг. И она оправданна. А у нас что получается? Таксисты вышли против таких же водителей, но работающих на нового игрока?

Особенности белорусского законодательства в том, что сервис UberPop сразу же будет назван нелегальным, и уличить его в нарушении ничего не стоит. Компания это прекрасно понимает и сразу объявила: в Минске сотрудничаем только с лицензированными перевозчиками. Словом, чиновникам на пальцах объяснили, что все по закону.

Таксисты не согласны, говорят, мол, созданы неравные условия: у нас повышенный коэффициент страховки, необходимость проходить техосмотр дважды в год, иметь таксометры и так далее. Но позвольте, сколько существует рынок частного такси, столько водители жалуются на заработки. А когда спрашиваешь, почему же до сих пор они занимаются этим, уходят от ответа.

По-моему, вопрос не в выгоде или убыточности. Речь идет совсем о другом. Никто не задумался, почему Uber вдруг и сразу стал популярен в Минске? Потому что это раскрученный бренд? Или, может, просто модно? Совсем нет! Этот сервис минимизирует человеческий фактор: многие спорные моменты решены на уровне приложения.

Не надо общаться с диспетчером — достаточно включить GPS-модуль. Зачем высказывать претензии хаму-водителю — просто поставь низкую оценку, это будет более эффективно. Не нужно просить сдачу — списание произойдет с карточки с точностью до рубля. Оспорить неоптимальный маршрут поездки можно постфактум — и разницу вернут. При всей кажущейся простоте каждый потенциальный конфликт решен. Именно честность подкупает в первую очередь.

А минчане как раз устали от того, что им слишком долго диктовали условия, и даже не потому, что эти самые условия были неприемлемыми, а потому что в принципе диктовка со стороны потребителю не нравится. Да, рынок менялся, но довольно медленно. До сих пор не во всех такси можно расплатиться карточкой, порой машины приезжают сильно подержанные, некоторые водители прячут таксометр и не готовы выдать чек по окончании поездки. Эта лотерея «повезет — не повезет» надоела!

Сам однажды вызвал такси для четверых взрослых и ребенка. Предполагалось, что 9-месячный малыш поедет на руках (допускается по ПДД). Приехал водитель Volkswagen Transporter и заявил: «Ах, вас пятеро? Тогда едем по другому тарифу». Все доводы, что ребенку нет и года, он пропустил мимо ушей. Была не та ситуация, чтобы спорить, и мы согласились.

Как-то так сложилось, что иногда водителями такси оказывались специфические люди. Отсюда прокуренные салоны, шансон из динамиков и блатная речь в разговоре с клиентом. А пусть кто-нибудь ранее судимый попробует устроиться в Uber — не получится! Но на этом проверка не закончена. Если водитель не дружит с технологиями, игнорирует вызовы клиентов или оказывает плохой сервис, его просто забанят.

В этой связи надо беспокоиться лишним людям, случайно оказавшимся на рынке пассажирских перевозок. Постепенно конкурентная среда и новые стандарты качества их вытеснят. Хорошие же таксисты, которых немало, без работы не останутся. Просто поменяется карман, в который попадают деньги. Водители теперь будут работать не на условную службу с номером телефона из трех цифр, а на Uber, Taxify (эстонское приложение, функционирующее в некоторых регионах Беларуси) или «Яндекс.Такси».

Реально же беспокоиться надо 4—5 людям и их семьям: они рискуют остаться с убыточным бизнесом, если срочно не перестроятся. Впрочем, традиционные диспетчерские службы все равно удержатся в эфире. Только выживут наиболее сильные из них. Ведь всегда будут люди, которые не дружат с технологиями, у них нет смартфона и им проще позвонить живому человеку.

С приходом Uber рынок пассажирских перевозок сделал шаг вперед, сервис задал тон, показал, какими могут быть стандарты и к чему надо стремиться. Если игроки примут вызов и станут развиваться, то они выживут. А протесты ни к чему не приведут.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by