Старинный обман: нумизмат рассказывает, как вблизи строек продают «клады»

 
07 февраля 2016 в 8:00
Источник: Алесь Высоцкий
Источник: Алесь Высоцкий

Сценарий один, но он красив и душевен. Все обычно происходит в оживленном месте, чаще всего у стройки, которая является важным элементом мошеннического развода. К вам подходит неумытый мужик в строительной робе, достает из кармана промасленных штанов пару-тройку монет и предлагает купить. Мол, ковшом экскаватора землю черпанул, глядь — а они валяются. Или стену долбили, а монеты из нее и посы́пались. Причем утверждает, что у него «тама в бытовке еще есть». И между тем на ладони у чумазого строителя мутными серебряными боками сверкает парочка екатерининских или павловских рублишек. А вы как раз где-то слышали, что монета номиналом «рубль» или «полтина» периода правления императрицы Екатерины II может стоить не меньше 5 млн рублей. Поэтому, когда строитель говорит, что отдаст все за 100 «баксов» и завтра принесет еще, вы уже не спорите.

Разумеется, никакого «завтра» не будет. Потому как, в отличие от обманутого лоха, «строитель» не дурак и прекрасно понимает, что покупатель, придя домой, монеты эти сфотографировал и выложил на тематический форум, где над ним даже не смеются, а вздыхают. Нумизматический рынок просто-таки наводнили китайские и иные подделки.

Еще пару лет назад, когда подобный сценарий только начинал обкатываться, с рук у мошенников можно было приобрести копии только дорогих и очень дорогих монет. Сейчас продают уже любые копии: себестоимость их изготовления низка, штамповать можно тоннами.

Я как раз из тех, кто имеет отношение к нумизматике: разбираюсь в монетах чуть лучше, чем простой обыватель (есть небольшая коллекция, читаю специальную литературу, провожу время на форумах и иногда участвую в аукционах). Но и меня не миновал обман, когда я клюнул на рубль 1924 года. Причем приобрел его не с рук, а на официальном аукционе. Вот взгляните на фотографию этого рубля на весах. Сразу скажу, что продвинутые нумизматы-любители не смогли отличить этот «фуфел» от настоящей монеты.

Лишь при внимательном рассмотрении начинаешь понимать, что с монетой что-то не так. Ситуация окончательно проясняется, когда воспользуешься микрометром и ювелирными весами.

Тема поддельных монет всплывает не впервые. Однако в большинстве своем пишут о каком-то таинственном «вбросе» подделок на нумизматический рынок. На самом деле никакого «вброса» нет, поддельные монеты идут к нам широким и свободным потоком из Китая и Польши. Купить их в онлайн-магазине труда не составит. Нет ничего криминального в производстве и пересылке уже давным-давно вышедших из употребления монет. При их изготовлении не используются драгоценные металлы, а в прайс-листах они фигурируют как копии монет или сувениры. То есть их производство — это не фальшивомонетничество, а их продажа — не сбыт фальшивых монет. На белорусских аукционах копии монет китайского производства можно купить за копейки и совершенно свободно. Впрочем, никто и не пытается их выдать за подлинники.

Нужно отдать должное и «продавцам-строителям». Как правило, при продаже подделок они не используют слово «монета». Говорят что-то типа: «Вот посыпались… вот такие вот нужны?.. глянь что нашел…» — и им подобные слова. То есть покупатель сам решает, что он приобретает именно монеты. Поэтому мошенничество «пришить» таким продавцам довольно сложно. Разве что торговлю в не отведенных для этого местах.

Эпидемия подобного рода захлестнула буквально всю территорию бывшей Российской империи — то есть пространство, где когда-либо имели хождение подобного рода денежные знаки. Польские коллеги даже обрадовались, когда узнали о моем интересе: «Приятно осознавать, что не мы одни такие лохи», — ответили они мне на электронную почту. Из Шотландии сообщили, что у них тоже есть такая схема. Сценарий развода в Эдинбурге и Глазго тот же, что и в Минске, вплоть до нюансов одежды торговца «сувенирами». «Иностранный рабочий-строитель „южного типа“, — как написал политкорректный шотландец, — с монетовидными металлическими кружками в грязной жменьке». Только у них толкают не рубли с профилями российских императоров, а римские денарии периода оккупации римлянами Британских островов.

В нумизматической среде четко разделяют понятия «фальшак» и «фуфел». Что такое «фуфел», мы с вами подробно разобрали, — сувенир, изготовленный чаще всего на фабрике в наше время, выдаваемый за дорогую старинную монету.

Ну а «фальшак» — это фальшивая монета, изготовленная в период хождения монет такой же принадлежности, того же номинала и веса. То есть произведение фальшивомонетчиков. «Фальшаки» имеют определенную нумизматическую ценность, и есть коллекционеры, которые с удовольствием их собирают. Вот несколько «фальшаков» из моей коллекции.

Солид «боратинка», имевший хождение на территории Польши и ВКЛ в XVII веке. На фото нормальная монета и откровенный «фальшак»
Две фальшивые монеты периода правления Сигизмунда III Вазы — трёхгрошевик и коронный грош. Видно, что это не серебряные, а медные монеты, лишь покрытые тонким слоем серебра

Монеты нынче покупают не только увлеченные нумизматы. Монеты практически не дешевеют, и колебания валютного курса им нипочем. Купившие петровский рубль в советские времена за 70 советских рублей, с легкостью продадут его за 5—10 млн рублей сегодня. Немного отойдя от нашей главной темы, скажу, что покупать монеты современных эмиссий, чеканенные по технологии пруф (их продают в отделениях банков), для вложения денег — затея довольно сомнительная, если только у вас не хватит терпения ждать хотя бы 200—300 лет, чтобы они превратились в «рарики».

P. S.

Когда этот текст готовился к публикации, на один из специализированных форумов пришло сообщение от «счастливого обладателя» монеты с просьбой об оценке и атрибуции. Монета была «найдена», когда рыли яму у фундамента старого дома. Вот она на фото с аверса и реверса.

Оценили ее так: «„Фуфел“ с претензиями, предназначенный для „прогона“ начинающим собирателям». Как видите, перед продажей такие монеты стали уже старательно затирать и состаривать.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by