Адвокат Станислав Абразей: как вести себя на месте ДТП, чтобы нам потом было проще вас защищать

04 февраля 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Адвокат Станислав Абразей: как вести себя на месте ДТП, чтобы нам потом было проще вас защищать

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Станислав Абразей — адвокат Витебской областной коллегии адвокатов, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально. Стаж работы — более 7 лет. Специализируется на уголовных, гражданских, административных и экономических делах.
В своей практике мне постоянно приходится сталкиваться с водителями, которые, попав в ДТП, совершают сразу целую серию ошибок, значительно осложняющих работу по дальнейшей защите таких клиентов в суде. И если в случае, когда два автомобиля просто поцарапали друг друга, это не так существенно, то в авариях с пострадавшими и погибшими некоторые «мелочи» могут повлиять на всю вашу дальнейшую жизнь. Попробуем сегодня рассмотреть самые типичные «косяки», которые допускают водители, попав в аварию.

Если вам «повезло» оказаться в такой неприятной ситуации, не нужно поддаваться эмоциям. Не буду оригинальным и отмечу, что эмоции — это враг здравого смысла. Конечно, оставаться спокойным очень сложно, но это — ваша основная задача, как и то, что без советов «доброжелателей» и заведомо «пострадавших» необходимо самостоятельно осознать, что произошло и по чьей вине. Нередко на неопытного или неустойчивого к стрессам водителя оказывается давление со стороны другого участника ДТП, и этот фактор вам надо иметь в виду.

Помните, что в итоге все будет решать суд. Ваша задача в любом случае, пострадавший вы или невольный виновник аварии, — собрать наибольшее количество материала, который можно будет использовать в дальнейшем.

Очень сложно в первые часы после аварии, особенно тяжелой, адекватно и беспристрастно оценить произошедшие события, а тем более внятно их описать. Известен не один случай, когда водитель говорил, что увидел на дороге автомобиль или пешехода за три секунды до аварии. И только после, в результате кропотливой работы, удавалось доказать, что прошла всего секунда-полторы. «Плотность» эмоций, которые мы испытываем в стрессовом состоянии, может «растянуть» время. А вот ситуация с точностью до наоборот: испугавшись, участник ДТП намеренно искажает обстоятельства, при которых произошла авария, утверждая, что ехал с меньшей скоростью или расстояние до объекта, с которым он столкнулся, было короче, чем на самом деле, и т. д.

Как правило, сотрудники ГАИ или следователь просят дать пояснения по поводу произошедшего прямо на месте ДТП. Помните: в случае если вы чувствуете, что не можете адекватно оценивать ситуацию, у вас есть право сказать, что сейчас вы взволнованны, находитесь в шоковом состоянии, и предложить перенести разговор на другое время. Более того, вы можете отказаться от показаний вообще, сославшись на 27-ю статью Конституции.

Важно также четко осознавать, что исходные данные, которые вносятся следствием либо работниками ГАИ при запечатлении картины ДТП, как правило, становятся основой для проведения экспертизы. Это может быть тормозной путь, расстояние до обломков, отлетевших от машины после столкновения, находящиеся поблизости знаки. В моей практике есть случай, когда в Минской области был совершен наезд на пешехода на проезжей части, который закончился смертельным исходом. План-схема говорила о том, что на месте происшествия действует ограничение скорости 70 км/ч. Когда я осмотрел место, где произошли трагические события, увидел, что ограничивающий знак был снесен и валялся на обочине, причем он имел явные признаки коррозии, что свидетельствовало о том, что на земле он находился длительное время. Приняв во внимание этот факт, дело прекратили за отсутствием состава преступления: экспертиза показала, что водитель не мог предотвратить ДТП.

К чему я веду? Не доверять сотрудникам ГАИ у нас нет никаких оснований, они специалисты в своем деле, но человеческий фактор еще никто не отменял. Поэтому я рекомендую максимально внимательно проследить за информацией, которая вносится в документы. Правильно ли составлена план-схема, правильно ли с ваших слов указано место наезда или столкновения, насколько верно задокументирован тормозной путь — все это очень важно. Как участник процесса, вы имеете право попросить провести те или иные замеры и задокументировать их, а если в этом вам отказано, проследите, чтобы данный факт также был отражен в официальных документах.

О банальной истине — наличии авторегистратора — я даже говорить не буду. Упомяну только, что юридически он может являться лишь косвенным доказательством, но практика показывает, что именно показания видеорегистратора решают исход дела. Также любая фото- и видеосъемка, сделанная вами на месте происшествия, может дать дополнительные сведения, которые помогут доказать свою невиновность или по крайней мере смягчить вину. Найдите в себе силы, соберитесь и внимательно изучите место ДТП, старательно все документируя. Вспомните обстоятельства произошедшего, причины, которые привели к ЧП. Работали ли задние габариты на прицепе грузовика, в который вы «въехали». Вы уверены, что не работали? Тогда осмотрите их — возможно, туда даже провóдка не подведена. Иначе может случиться так, что уже завтра эти провода появятся, а водитель будет божиться, что вся электрика его авто была в порядке. Был ли светоотражающий элемент на пешеходе, который «выпрыгнул» под колеса? Если вы уверены, что не было, уточните это и проследите за тем, чтобы данный факт внесли в описываемую картину ДТП.

Немаловажный момент — получение компенсации в страховой компании. Очень часто водители тщательно изучают, что произошло с автомобилем, забывая, что, помимо него, есть имущество, которое находилось в машине во время ДТП. В практике был случай, когда таким образом забыли внести в список пострадавшего имущества огромный телевизор-плазму, который лежал на заднем сиденье. Доказать после, что он там действительно находился, было достаточно сложно.

Подводя итог, как адвокат, я советую в любых ситуациях говорить правду. Так как в большинстве случаев она все равно будет раскрыта в результате ряда комплексных мероприятий. Показания, которые вы дали заведомо ложно, станут головной болью как для вас, так и для меня, адвоката, значительно осложнив дело.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by