Польские шоп-туры, купе «Сникерсов» и Египет за $67. Как белорусские туристы отдыхали в девяностых

 
15 января 2016 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский, ex-press.by, ria.ru, 90s.by
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский, ex-press.by, ria.ru, 90s.by

Было довольно мило. «Фанта» в двухлитровых бутылках считалась дефицитом, $150 — нормальной ценой для путевки, а шведский стол — чем-то принципиально новым. Ветераны туристического бизнеса рассказывают Onliner.by о романтических временах, когда белорусы на отдыхе со страху не выходили из номера, проводили по пять суток на польской границе, больше интересовались кожаными куртками, чем памятниками архитектуры, и зачаровывались первым турецким all inclusive.

«В конце девяностых можно было за $300 на неделю слетать из Варшавы на Мальорку»

Людмила Сыркина профессионально занимается туризмом с 1992 года. Сперва работала в фирме «Туссон Вояж», после — в отпочковавшейся от нее «Тайм Вояж». В своей «прошлой жизни» Сыркина была инженером-механиком на заводе имени Орджоникидзе. До того окончила машфак политехнического института. То есть была крайне далека от туризма. Но обстоятельства сложились так, что все-таки сблизилась, о чем, как признается сама, совершенно не жалеет. Одна из легенд отрасли называет туризм своим призванием.

— В девяностых о туризме мы не знали вообще ничего, кроме Болгарии, которая досталась нам со времен Советского Союза, и Крыма. Первым поистине туристическим направлением конкретно для нашей фирмы стала Румыния, куда мы возили своих клиентов два сезона. Группы наших отдыхающих приезжали в Констанцу, на Черное море. Как сейчас помню, гостиницы пусть и были плохенькими, но располагались прямо на берегу. Имелась возможность выходить из номеров сразу в купальниках. Кормили нас в ресторане три раза в день. Стоило это удовольствие $7 в сутки. Первые белорусы с опаской ехали в Румынию, боясь, что это какая-то авантюра. Помню, отдыхающие все никак не понимали: «Может, придется что-нибудь доплачивать?..»

Все туристические фирмы, которые создавались в начале девяностых, прошли через шоп-туры в Польшу. Нас это тоже коснулось. Девяностые были временем распада промышленности и формирования производственных кооперативов. Кооперативщики — люди, которые занимались всем на свете: и «вареными» джинсами, и турецкими свитерами. Да, с 1992-го по 1995-й белорусы могли добраться максимум в Польшу. Там решались насущные проблемы: купить ребенку бананов или попробовать «Фанту» ядовитого цвета из двухлитровой бутылки, которая была для тогдашних туристов жуткой экзотикой.

Группы формировались стихийно из бывших педагогов, инженеров и производственников, которые уходили со своих предприятий в никуда. Несмотря на разный социальный статус, люди были добрыми и отзывчивыми. Они быстро объединялись. Хватало примеров взаимовыручки. Хотя каждая поездка была будто поход на войну. Никто не знал, чем все закончится. Однако те шоп-туры помогли многим белорусам получить стартовый капитал и превратиться из горе-коммерсантов в бизнесменов серьезного уровня.

В 1995 году мы совершенно случайно узнали о создании новой фирмы. Руководили ею два успешных бизнесмена — датчанин и немец. Раньше оба работали в строительстве. То есть к туризму не имели никакого отношения. Но предприниматели быстро поняли, что Польша доросла до нужного туристического уровня, и организовали фирму Scan Holiday. Она начинала работать в бюджетном секторе туризма. Для белорусов это было приемлемо.

В итоге с 1995-го по 1998-й практически все наши туристы летали на отдых через Варшаву. Мы добавляли к польским группам белорусов. И как ни странно, первым популярным направлением для нашей фирмы стал не Египет и не Турция, а Тунис. Честно говоря, любовь к этой стране осталась у нас до сих пор. Надеюсь, что полеты туда возобновятся.

Тунис стоил смешных денег — $200—250. Таких цен сейчас вы не найдете нигде. После Туниса стали развиваться Кипр, Греция и Египет, в котором я впервые побывала в ходе рекламного тура с белорусскими журналистами. 1995 или 1996 год. В тот период, кроме привычного отдыха в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе, были широко представлены варианты комбинированных туров с круизом по Нилу. Очень интересная поездка от Асуана до Луксора или обратно. Сегодня они практически отсутствуют в наших предложениях и предложениях ведущих операторов. А жаль.

На стартовом этапе очень активно развивались летние направления отдыха. Это привело к моде на Средиземное море. Но куда лететь зимой, когда оно остывает? Начался поиск. Возник выбор между Египтом и Таиландом, в который, правда, долго лететь. В общем, именно так Египет со своим Красным морем, температура в котором не падает ниже +21, обрел нынешнюю популярность.

1991—1992 годы — время формирования турбизнеса в Беларуси. Тогда появилось примерно 15 фирм, которые существуют и по сей день. Люди работали очень тяжело. Сейчас все говорят о безработице. В 1992-м она тоже была. И я уходила с завода, понимая, что предприятие просто умирает. В итоге мы брались за все. Люди были более активными. Сейчас же… не знаю. Мы жили трудно, но интересно. У нас был кураж. Хватало здорового авантюризма.

Я помню свою дебютную поездку в качестве руководителя группы. Отправлялись в Турцию. Сперва поезд, потом автобус. Никаких самолетов. Тогда можно было дать в газету объявление: «Собирается туристическая группа». И все места заполнялись очень быстро. 40 человек — нет проблем.

1992 год. Собрали людей. Посадили их в поезд. Поехали. Туристы закупились «Сникерсами» до умопомрачения. Представьте картину. Приходит румынский пограничник. Открывает купе, а оно до потолка заставлено коробками со «Сникерсами». «Кто руководитель?» — спрашивает. — «Я». — «Давайте паспорт». Я отдала, а он ушел. А куда ушел? Какой-то полустанок! Я первый раз везу людей! Что делать? Как-то в итоге выцарапала документы. Авантюра чистой воды. Но мне запомнилось, что, хотя публику больше интересовали «Сникерсы» и турецкие куртки, нам предоставили шикарный итальянский автобус и рассматривали именно как туристов, а не как челноков.

Туризм в девяностых развивался благодаря людям, у которых появлялись деньги не только на польские бананы и «Фанту», но и оставалось по $300—400—500, чтобы потратить их на отдых. Тогдашний белорусский путешественник — представитель мелкого бизнеса. Крупного просто не существовало. Хотя у нас были очень недорогие путевки. В конце десятилетия можно было за $300 на неделю слетать из Варшавы на Мальорку. В магазинах горящих путевок продавался тур в Египет на семь дней за $67.

1998-й — год расцвета российского туризма. У соседей появились крупные операторы. Нам стало интереснее работать с ними. Все же намного комфортнее лететь куда-то не с польско-, а с русскоговорящей группой.

Болгария, Кипр, Испания, Греция, Египет, Турция — вот самые популярные тогдашние направления. Кстати, Турция взяла наших туристов тем, что первой широко представила all inclusive. Люди возвращались оттуда и рассказывали с придыханием: «Там можно есть 24 часа в сутки! И пить тоже!» И наши люди пробовали… У некоторых получалось. Плавали в бассейнах со стульями и так далее… Но теперь турист сильно изменился, стал цивилизованным и ничем не уступает любому европейцу.

«Недовольные поездкой в Словакию „братки“ пытались поставить на счетчик»

В 1992-м Александр Ванюков придумал компанию Sunny Travel, которая теперь работает в люксовом сегменте туристического рынка. Будущий бизнесмен учился на преподавателя английского и французского языков. После получения диплома трудился в пединституте Магнитогорска. Позже стал председателем Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Еще позже женился на белоруске и переехал в Минск. На новом месте Ванюков работал все в том же «Спутнике», а спустя лет пять открыл свою фирму.

— Белорусский туризм начался с шопинговых туров в Польшу. Совсем не отдых. Стоишь несколько суток на границе. Потом въезжаешь. Если зима, то на рынке дикий колотун. Люди продают свои советские шурупы и «шмотки», выпивая, чтобы не замерзнуть. Тяжелая поездка. Но такие туры помогли народу как-то подняться. Развилась предприимчивость. Люди стали активнее искать способы заработка.

Это был этап первоначального накопления капитала. Бесконечный поток автобусов, несмотря на все трудности. Начальный интерес к Турции, кстати, был таким же. Народ ехал, чтобы купить какие-то кожаные куртки и шубы, а потом продать их здесь. Потом примерно так же люди отправлялись в Китай за пуховиками. Машины и телевизоры — вообще отдельная тема. Белорусы делали себе немецкие визы в массовом порядке. Из Германии гнались авто с целью дальнейшей перепродажи. Основа у тех путешествий была коммерческой.

Первую группу, которая отправилась на отдых, я собрал в 1992-м. Тогда я еще работал в «Спутнике». Бюро не сумело организовать поездку в Италию. А у меня как раз появился какой-то первый международный контакт. В итоге сделал все самостоятельно. Скажем так, сработал налево. Эйфория, конечно. Заработок — по $3 с человека, $120 на выходе. На такие деньги в Минске можно было жить очень-очень долго. Мы ехали в Римини. Как сейчас помню, тур стоил $120. Автобус, семь дней проживания в апартаментах, весь комплект — за копейки по нынешним меркам.

В туристических фирмах работало по два-три человека. Помню, в те времена было достаточно обслужить четыре-шесть клиентов за месяц, чтобы нормально существовать, максимум восемь. Собрать группу было за счастье. Зарабатывали в основном на Польше. Только в 1995—1996 годах туризм стал ориентироваться на отдых.

Шел активный рост, был драйв, мы стали получать деньги и хотели заработать еще больше. Началось общение с иностранцами. Мы безоговорочно верили им и всячески возносили. Потом оказалось, там тоже хватает разных людей: и порядочных бизнесменов, и откровенных мошенников.

На стартовых этапах мы даже не понимали разницы между тремя и четырьмя звездами. Порой вообще не знали, куда везем клиентов. Не существовало никаких рекламных буклетов. Минимальное описание — и все. Порой разрыв между обещанным и фактическим был очень ощутимым. Нас «разводили» довольно часто. Но потом пришел опыт — и нестыковки исчезли.

1995—1996 годы. В России тогда рулили «новые русские». Это коснулось и Беларуси. Честно признаться, даже боялись работать. Повсеместно было распространено крышевание. Хорошо, что меня бог миловал. Правда, периодически мы все равно пересекались с «братками». Безусловно, не самые приятные моменты. Ехали однажды в Словакию. Возникли какие-то проблемы то ли с автобусом, то ли еще с чем. В итоге клиенты сильно огорчились. Настолько, что пытались поставить меня на счетчик: «Ты нам должен пять „штук“!» А стоимость тура была $100 или $200…

В итоге друзья, которые впоследствии стали хорошими клиентами, помогли решить проблему. Они никак не принадлежали к криминальному миру, но хорошо умели вести переговоры. Разбирались, по каким понятиям я не прав и сколько должен «браткам». Отступные получились намного меньше изначально запрошенных пяти тысяч.

На первых порах белорусские туристы вели себя примерно так же, как российские. Любили выпить и у бассейна, и в бассейне. Плюхнуться туда пьяным. Общие советские корни. Но потом пошла дифференциация. Западники теперь часто говорят мне: «Белорусы отличаются от россиян. Вы более европеизированные, более интеллигентные. От вас меньше шума и мата».

Белорусы стараются просить туры там, где меньше русскоговорящих. Это общая черта для представителей бывшего СССР, которая родилась еще в девяностых. Если итальянцы, американцы и немцы совершенно не против соотечественников, то мы хотим быть подальше друг от друга. Может, это какой-то снобизм, может, желание провести более эксклюзивный отдых.

В отсутствие туристического опыта с нашими клиентами происходило много казусов. Однажды ребята заказали номер в пятизвездочном отеле Four Seasons. Но в итоге просто не выходили из комнаты. «Киряли» там — и все. Многие стеснялись, не знали, как завтракать, как вести себя, как общаться. Поэтому происходило всякое. Иногда у людей просто заканчивались деньги. Они подходили и просили в долг.

Один приятель рассказывал, как в начале девяностых поехал в дорогой отель. С утра он бежал на завтрак. Ел все, что видел. А потом быстро-быстро несся на лифт. Затем — в номер, чтобы лечь, пока не станет плохо. В чувство человек приходил чуть ли не к обеду. Такие истории рождались от нехватки знаний. В плане туристического опыта мы сильно прибавили за 20 лет.

«Элитный» класс в тот период только формировался. Правда, небольшая прослойка богатых людей была уже в 1998-м. Тогда же случился российский дефолт, который повлиял и на нас. Показатели упали. Понятно, народ сокращал расходы, но не критически. Все случилось в первый раз, так что никто толком не испугался.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by