Фотофакт: как работает касса самообслуживания в «Виталюре»

 
01 декабря 2015 в 16:24
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

В сентябре в супермаркете на улице Рафиева установили первую в стране кассу самообслуживания. Изначально это был не вечный проект: и продавец — поставщик оборудования, и торговая сеть хотели проверить, как настройки и режимы «функциональность» и «логика работы» кассы проявят себя в белорусских реалиях. Начнут ли красть? Будут ли покупатели бояться новинки? Вызовет ли любопытство? Спустя пару месяцев касса показала свои плюсы и минусы. Поставщик оборудования рассказал Onliner.by о ее будущем.

Кассу самообслуживания поставили вместо одной из стационарных. Поэтому места она занимает много, хотя сама компактнее.

— Это экспресс-касса для покупателей с корзинками. Такие кассы используются, чтобы разделить потоки покупателей условно на покупателей с тележками и корзинами. Благодаря этому увеличивается общая пропускная способность кассовой линейки магазина и, соответственно, число довольных покупателей, — рассказал директор «БелКристаллСервис» Евгений Лапшин. — Просто в рамках тестирования магазин не стал менять организацию пространства.

Рассчитываться за покупки своими силами просто. Покупатель ставит корзинку справа и сканирует каждый товар (сканер в двух плоскостях, удобный, все считывается с первого раза).

После этого покупку кладут в пакет слева. Стойка с пакетами тоже стоит на весах (каждый раз перед покупкой весы обнуляются). Как только вы пробили условную банку пива, весы «вспоминают» и сравнивают данные о весе банки из истории прежних покупок. Если вес положенного в пакет продукта будет не совпадать с весом проведенного через сканер, система подаст сигнал: товар не тот. Значит, покупатель сознательно или случайно ошибся.

Рядом с кассой стоит помощник. Опять же, это издержки тестового внедрения, т. к. на практике одного сотрудника магазина хватает на 6 касс самообслуживания.

— Очередь в эту кассу всегда короче, чем в обычные. Многие люди настороженно относятся, кто-то не решается. Но если однажды прошли через нее, то в следующий раз идут сюда же — любопытно закрепить навыки. У нас есть пенсионерка одна, которая только в такую кассу и ходит, — рассказала кассир-помощник Ольга. Ее задача — помогать, а не контролировать. Вопреки мифам, уровень воровства в магазинах не зависит от устройства кассы. Ольга помогает покупателям найти штрих-код, отменить покупку, снять противокражные элементы или подтвердить возраст покупателя, если у него в корзине алкоголь. — Вот если бы касса могла принимать наличные деньги — было бы еще интереснее и эффективнее.

Евгений Лапшин признает, что большинство торговых предприятий до сих пор воспринимают кассы самообслуживания скептически, чаще всего безосновательно и толком не разобравшись в принципах и преимуществах нового способа обслуживания. Но отсутствие приемника наличных денег на самом деле для многих покупателей еще является барьером.

— В среднем 25% покупателей рассчитываются карточкой, остальные достают наличные деньги. Получается, что они доступа к кассе не имеют. Плюс только с корзинками. В нынешних условиях ставить купюроприемники нецелесообразно, они будут слишком быстро наполняться. После деноминации, когда емкость белорусских купюр станет выше, к этому вопросу мы вернемся. При этом прием наличных нужно организовать не как в вендинговом автомате, а по-современному: положил в кассу пачку денег, всыпал горсть монет, получил сдачу.

Еще одна функция, которую надо дорабатывать для белорусского рынка, — считывание большого количества немаркированных штрих-кодом товаров: булочки, контейнеры и прочее. На время эксперимента установили стойку со штрих-кодами и картинками, но все это не ускоряет процесс расчета.

— Первому всегда сложно решиться на внедрение инноваций. Во всем мире кассы самообслуживания распространяются с большой скоростью, но нам кажется, что это риск. Да, если при подсчете окупаемости такой кассы исходить только из экономии на персонале, то при нынешних зарплатах кассиров одна касса будет отбиваться 5—6 лет. Но если установить полноценный «остров» из 3—6 касс самообслуживания, научиться правильно управлять потоками покупателей и дать время своим покупателям привыкнуть, то срок окупаемости снижается в несколько раз. Это будущее, от него не уйти.

В ближайшее время кассу в «Виталюр» уберут — эксперимент закончен. Вероятно, они вернутся после деноминации, с функцией приема наличности. А вам такие технологии интересны? Больше нравится касса самообслуживания или классическая лента с улыбчивым кассиром?

Читайте также:

Вам было бы интересно пользоваться кассами самообслуживания
Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь