Ешь котлеты, жуй печенье: рассказ о жизни обезьянки Люси в Беларуси

 
21 ноября 2015 в 10:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Анна Иванова, из личного архива
Автор: Александр Владыко. Фото: Анна Иванова, из личного архива

Два года назад мама Саши отмечала день рождения и получила один из самых неожиданных подарков — яванскую макаку Люсю. «У нас еще были варианты: попугай ара или тигренок. Но остановились на обезьянке», — с улыбкой вспоминает Саша. Теперь вместо двух повзрослевших детей у мамы появилась одна забота, которая забирает примерно столько же сил и внимания, сколько сын и дочь вместе взятые.

На съемной квартире в Минске нас встречают Саша, ее друг Максим и Люся. Специально для встречи с прессой Люся нарядилась в платье от куклы. Украшения неслучайны — в этом материале Люся намерена представить себя с лучшей стороны и найти друга.

На полу-столе апельсин, на талии обезьянки — пояс и поводок. Он ограничивает энергию и силу Люси, которые пребывают с ней всегда.

— Хотели сделать необычный подарок маме, вот и получилось. Обезьянку купили в московском питомнике. Родители живут за городом, и места там хватает. По дому Люся бегает без поводка. Это, конечно, уже наложило отпечаток на интерьеры: мы убрали с полок все, что еще не разбилось, сильно изменился внешний вид штор.

Маленькая Люся

Саша признается, что обезьяна, как и собака, нуждается в дрессировках. Но в обычной семье Люся применяет свою «мимимишность» к сентиментальности хозяев и пока выигрывает.

— Мы построили ей огромную клетку, там несколько человек поместятся, с деревом внутри. Но жить в ней Люся отказывается: открывает все замки и приходит спать на кровать. Раздает поцелуйчики — ей невозможно отказать.

Обычный день обезьяны в Беларуси выглядит просто: просыпается в человеческой постели часов в 9, принимает душ, надевает чистый памперс, завтракает.

— Ест все подряд. Надо следить, чтобы не объелась, потому что порог насыщения у нее срабатывает не всегда. Фрукты, овощи, котлеты любит, — рассказывает Саша.

Если дома никого нет, Люся открывает холодильник, находит там сок или йогурт. После этого обезьяна обычно наводит беспорядок и может уйти на прогулку.

— Первый раз мы испугались — Люся перемахнула через забор и убежала в лес. Ее не было часа четыре. Потом вернулась, но в лес с тех пор бегает регулярно. Нам не страшно — она быстрая, никто ее не поймает.

С окружением у обезьянки отношения складываются инстинктивные.

— У нее потрясающее чутье на людей и животных. Она чувствует или силу, или страх соперника. Недавно поцапалась с вороной и получила от нее клювом. Теперь к воронам не лезет, побаивается. А вот над нашей бабушкой, которая ее страшно боится, Люся получила полную власть. К мужчинам относится более трепетно и с уважением, чего не скажешь о детях — их Люся постоянно вызывает на бой.

— Вы не смотрите, что она небольшая. Если заревнует (меня сначала к Саше ревновала сильно) или разозлится — загоняет по всему дому. Она вообще бесстрашная, — добавляет Максим.

Пока разговариваем, Люся с зашкаливающим чувством собственного достоинства забирается ко мне на руки, а потом и на шею. И сразу принимается копошиться в волосах. Учитывая ежедневные души, от обезьянки пахнет лучше, чем от многих людей.

— Это Johnson's Baby, у нее все для детей. Люся по-разному относится к просто купанию и помывке, но терпит, — рассказывает Саша.

Спустя некоторое время Саша твердо говорит, что не жалеет о подарке маме. Но признается, что все виделось в более простом свете.

— Люди прекрасно реагируют на Люсю. С ней можно идти на базар — и голодным не останешься. Кто-то спрашивает глупости (например, может ли она говорить), кто-то готов купить «прямо сейчас за любые деньги». Но с ней нужно много терпения: мыть, убирать, играть. При этом она сама — эталон хитрости. Если что-то нужно — и откликнется, и придет, если нет — прикинется непонимающим шлангом.

Саша снимает с Люси поводок. Уходит примерно минута на осознание свободы, и обезьяна уже на шторах. Теперь у нее новая игра — не попасть обратно в руки людей. Игра безобидная, если на пути ничего не стоит. Схематично это выглядит так: Люся забирается на дверь, Саша подходит и обезьяна прыгает с двери через всю комнату, приземляясь на пуфик. И так до бесконечности. Или пока Максим не возьмет одеяло и на лету не поймает Люсю. Уже через несколько минут она спокойно сидит на коленях и почти засыпает.

— Видите, очень важно ее контролировать. Потому что дикие инстинкты сразу берут верх.

Максим ложится на диван и поднимает майку. Два раза повторять не нужно — Люся быстро ныряет под нее и располагается на животе. Буквально через минуту погружается в сон.

В общем, жизнь Люси в Беларуси лучше, чем у многих граждан: жилплощадь, еда и шторы. Не хватает лишь друга. Когда была маленькой, на роль друзей подходили собака и кошка. Но теперь и первая, и вторая боятся ловкой Люси и не желают с ней играть.

— Мы хотим найти ей друга-обезьянку для общения и, возможно, создания семьи, — рассказывает Максим. — Недавно дал объявление на «Барахолке», многие откликнулись — но это просто любопытные люди: спрашивают, как она к нам попала, где такую взять и т. д. Яванские макаки живут по 30 лет. Конечно, Люсе не хотелось бы провести их в одиночестве. Если в Беларуси еще есть такие макаки, будем рады познакомиться и с ними, и с хозяевами.

Читайте также:

 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by