Предприниматель Михаил Недвецкий: три простые вещи, которые позволят сократить очереди в поликлиниках наполовину

09 октября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич

Предприниматель Михаил Недвецкий: три простые вещи, которые позволят сократить очереди в поликлиниках наполовину

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич
Михаил Недвецкий — предприниматель в сфере медицины. Учредитель компании-оператора медицинского туризма «Дентур Плюс»; работает со средними и крупными клиниками по вопросам медицинского консалтинга и маркетинга. В настоящее время также занимается привлечением инвестиций в частный сектор здравоохранения.
Первичное звено медицины в том виде, в котором оно существует в Беларуси сегодня, совершить качественный скачок, на мой взгляд, не может. Необходимы серьезные реформы, и боюсь, что в ближайшее время мы их не увидим, так как на это нужна по большому счету политическая воля. Для развития не обязательно принимать кардинальные меры, ведь есть возможность мягкого влияния, которое может значительно облегчить жизнь и системе здравоохранения, и гражданам.

Если говорить о Минске и областных центрах, то можно выделить три основные «болезни», которыми страдают поликлиники. Первая — это, конечно, очереди. Причины, из-за которых возле кабинетов врачей порой приходится сидеть часами, лежат на поверхности. На примере Каменной Горки и Брилевичей можно проследить, что сначала проектируют и строят район на 50—70 тысяч жителей, заселяют дома, а взрослая или детская поликлиника появляется только спустя несколько лет (и это в лучшем случае). Куда идут все больные? Конечно, их «раскидывают» по ближайшим, уже до этого загруженным, медучреждениям.

Проблема вторая заключается в том, что многие поликлиники, особенно детские, недоукомплектованы необходимым персоналом. У нас постоянно наблюдается дефицит специалистов узкого профиля, например неврологов, офтальмологов, эндокринологов, диагностов. Те из медиков, кто уже может выйти на пенсию, дальше работать не заинтересованы, а молодые кадры, отработав интернатуру и два года по распределению, стремятся как можно быстрее из поликлиники сбежать в больницы, частные медицинские центры или вовсе — из профессии.

Третья проблема является первопричиной первых двух, это нехватка финансирования. Государство распределяет финансовые потоки в системе здравоохранения, и к тому, как это происходит, есть вопросы. Сегодня бóльшая часть средств идет на стационарное звено (то есть больницы), меньшая — на поликлиники. Хотя, как уже показала европейская практика, все должно быть наоборот. Ведь логичнее потратить больше усилий и финансов на предупреждение болезни, купирование ее дальнейшего развития, чем на «тушение пожара».

Проблемы мы обозначили, а вот со способами их решения сложнее. Я не верю, что с завтрашнего дня районы-новостройки начнут комплектовать поликлиниками к моменту сдачи первого построенного дома. Я искренне сомневаюсь, что вдруг, в одночасье, найдутся деньги на повышение зарплат медикам, и врачи устремятся в первичную медицину, заполняя вакантные места. Но есть несколько простых шагов, которые, на мой взгляд, могут в короткие сроки и без чрезмерных усилий облегчить нагрузку на поликлиники.

Первое, и самое важное, — позвольте частным медцентрам выдавать больничные листы. Разговор об этом идет уже давно, и по большому счету вопрос надо было решить еще лет пять назад. Объясню почему. Например, я в последнее время обращаюсь только в частные медицинские центры. То есть фактически мне государственная поликлиника не нужна. На самом деле, по статистике, порядка половины минчан пользуются услугами «частников», а 20% населения города могут спокойно полностью перейти из государственного сектора медицины в частный.

Но если я заболел и мне необходимо получить на руки больничный, в поликлинику приходится идти все равно, так как только там можно получить документальное подтверждение моей нетрудоспособности. Выходит, что я занимаю место в очереди, отнимаю время у участкового врача только из-за бумажки с печатью.

Частные центры проходят все те же процедуры сертификации и лицензирования, что и государственные клиники. Но на практике контроль над частным сектором медицины намного жестче, чем над государственным. И если бы вопрос с больничными решили, очереди в поликлиниках сразу же поредели бы почти на треть. Стоит отметить, что, общаясь с собственниками или руководителями практически всех крупных частных медицинских центров, я слышал об их готовности этим заниматься. Сегодня ответный ход — за Министерством здравоохранения.

Второй шаг — введение нормы в трудовом законодательстве, когда 3—4 дня в календарном году можно будет прогулять работу без оправдательных документов. Это, на самом деле, достаточно распространенная практика в Западной Европе и ее преимущества очевидны. То есть, почувствовав, что вы подцепили простуду, намного эффективнее будет остаться дома на пару дней, пролечиться и убить заразу на корню. У нас же вместо этого, слегка приболев, работник идет в офис или на завод и заражает коллег, а после, уже заболев окончательно, направляется в поликлинику. Результат — количество больных растет как снежный ком, что не выгодно ни простым гражданам, ни системе здравоохранения, ни государству в целом.

Всего четыре «свободных» дня в году за свой счет, предусмотренных трудовым законодательством, могли бы предупредить две болезни за год, и, скорее всего, эти два раза можно было бы обойтись без врачей. А это — пятая часть от всех наших походов в поликлинику, и значит, она станет свободнее еще на 20%. Подсчеты, конечно, примерные, но общая логика вам, надеюсь, ясна. Понятно, что четыре дня можно прогулять после бурных праздников, но оставим частные случаи на совести пациента.

И, наконец, третий шаг, который разгрузил бы узкопрофильных медицинских специалистов и также сократил очереди в поликлиниках, — введение института семейных врачей или, как их еще называют, врачей общей практики. Это терапевты, которые, помимо всего прочего, имеют базовые знания во многих узких медицинских специальностях.

Таких врачей можно закреплять на 3—5 кварталов, выделив под кабинеты приема переоборудованные помещения на первых этажах в обычных многоэтажках.

Принимая пациента, который жалуется, например, на проблемы со зрением, этот врач определяет, входит ли данный случай в рамки его компетенции. Если да — назначает лечение или обследование, если нет — направляет к профильному специалисту уже в поликлинику или больницу в зависимости от сложности случая. По такой модели работает Германия и Северная Европа, и она себя зарекомендовала достаточно хорошо. В условиях Беларуси такую модель можно смело развивать по системе государственно-частного партнерства. Мне известен случай, когда в прошлом году одна крупная белорусская компания предлагала безвозмездно (!) помещение для медицинских специалистов из государственной поликлиники для закрепления за жителями нового микрорайона. Но по непонятным причинам государство отказалось от такой любезности.

Как видно из сказанного мной выше, три достаточно простых решения вполне могут разгрузить государственные поликлиники наполовину, а в отдельных случаях — даже больше. Врачи, наконец, смогут вздохнуть свободнее и уделять каждому конкретному больному больше времени. Ведь официальные 12 минут, отведенные на прием пациента, — это непростительно мало. Затраты на лечение пациентов в государственной системе здравоохранения снизятся. А главное — все эти решения понравятся людям.