Морковный «фреш» за миллион рублей: репортаж с колхозных полей, где студенты отдают долг родине

 
17 сентября 2015 в 8:00
Источник: Дмитрий Мелеховец. Фото: автора
Источник: Дмитрий Мелеховец. Фото: автора

Студенты большинства вузов наблюдают осень из окон теплых кабинетов. Пока одни грызут гранит науки, будущие ветеринары из витебской академии уже две недели вкалывают на колхозных полях. Мы съездили и посмотрели, как у них это получается.

Первое мнение о сельхозработах мы услышали в поезде Минск — Витебск. Третьекурсник Денис (имя изменено) возвращался из столицы на учебу. Да, он исключение: уехал учиться из Минска в Витебск, чтобы стать ветеринаром. «Я и в медицинский по баллам проходил, но подумал, что бабулек в очередях не выдержу, лучше уж коровам хвосты крутить», — начинает рассказ студент, случайно услышавший разговор журналиста с проректором той самой ветеринарной академии. Этот сентябрь парень проводит за учебниками: «на картошку» третьекурсников уже не отправляют. Но две прошедшие осени, похоже, обеспечили Денису самое сильное впечатление от учебы.

В Витебской государственной академии ветеринарной медицины «на картошку» ездят почти все. Исключением можно стать только при наличии справки от врача, говорит он. Без этого не получишь диплом. За десять прогулов можно «заработать» запись в личное дело, а это уже серьезно: для бюджетника — риск распределиться в место, где копать картошку — это и есть единственное развлечение, для платника — прохождение практики в таком же месте. Ведь студенты, которые платят за обучение, тоже от работ не застрахованы.

В последние годы «в поля» командируют учащихся далеко не всех вузов. Но от витебской академии в этом году поехало несколько сотен человек. Они работают в нескольких колхозах в две смены.

В автобусе не говорят о новом iPhone и iOS 9. Девушки обсуждают совсем неженские, с точки зрения столичной дамы, вопросы. Как настоящие аграрии, они спорят о том, что свекла в этом году не очень. Заодно рассказывают преподавателю, как на поле поймали сразу четырех мышей.

На полях витебские студенты обычно проводят месяц, а в этом году могут задержаться еще дольше. Проректор вуза Виталий Великанов коротко поясняет: «Мы больше относимся к Министерству сельского хозяйства, чем к Министерству образования, поэтому наши студенты каждый год ездят».

Фронт работ разнится. Приходится то картошку копать, то свеклу перебирать. Сегодня выдергиваем из земли морковь. Такой вот «фреш» на свежем воздухе.

Работают студенты по пять часов в день. Зато, говорят здесь, «усердно».

Уже через 15 минут после приезда парни и девчонки разобрали инвентарь, поделились на небольшие группы и заняли посты на грядках. Несколько тракторов только и успевали перевозить тонны моркови.

Какой-никакой, но стимул у них есть. За работу им пообещали заплатить по миллиону рублей. «Может, даже чуть больше», — уточняет один из преподавателей, который вместе со студентами проведет на полях весь месяц. С прошлого года зарплата студентов выросла более чем вдвое, с четырехсот тысяч…

Также в этом году выберут «стахановцев» — трех передовиков, которые получат ценные призы. Какие — пока секрет.

Пропущенные за месяц занятия студентам придется отработать. Конечно, не все: какие-то совместят, какие-то оставят для самостоятельной подготовки.

Сразу после смены молодых людей доставляют обратно в Витебск. Только несколько человек поехали «на картошку» «в одну сторону». С поля их отвезли в одну из деревень, где организовали питание и проживание в комнате местной школы.

Можете не верить, но в целом студенты не жалуются. Более того, некоторые даже довольны.

— Немного сложно, но хочу сказать, что никто у нас не перерабатывает. В первую смену отработал пять часов — и гуляй целый день. Если бы можно было уехать на месяц и не возвращаться каждый день в город, я бы поехал! Но только если с хорошей компанией. Здесь весело, все свои, друзья, подруги. Нам не предлагали, но знаю, что в Союзе так отправляли, — рассказал нам второкурсник и староста группы Дима. А потом взял два ведра с морковкой и уверенно пошел к машине. «Не для прессы», вероятно, он может сказать и иначе. Но этого мы не узна́ем.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by